25.11.2010 00:39
    Поделиться

    Азат Салихов: Не понимаю, почему нельзя раскрывать информацию по должникам

    Как лучше воздействовать на должника

    Стоит ли привлекать бывшего супруга, не платящего алименты на ребенка, к уголовной ответственности? Есть ли срок давности у судебных решений о взыскании долгов? На эти и другие вопросы ответил гость екатеринбургского филиала "РГ" главный судебный пристав Свердловской области Азат Салихов.

    Российская газета: В редакцию обратилась читательница Елена М. После развода она получила на руки судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа. Поначалу бывший муж его исполнял, но потом уволился с работы и отказался платить алименты. Вот уже 1, 5 года от него не поступает ни копейки на содержание ребенка. Елена уверена: бывший муж - не безработный, зарабатывает достаточно. Есть ли у ФССП возможность выяснить это и привлечь мужа Елены к ответственности?

    Азат Салихов: К такому должнику можно применить весь спектр принудительных мер. Начиная от ареста имущества (квартиры, автомобиля), заканчивая принудительным трудо­устройством. Я хотел бы оговориться: не все имущество можно арестовать. Если это единственное жилье, земельный участок, предметы обихода (ложки-вилки, условно говоря), топливо (дрова, уголь), оборудование, необходимое для осуществления основного вида деятельности (например, компьютер у программиста), то на него ограничения не распространяются. Можно ограничить в выезде за пределы РФ - люди, имеющие средства, очень болезненно это воспринимают. Наконец, крайняя мера - привлечение к уголовной ответственности. Человек благополучный и умный вряд ли захочет иметь статью.

    РГ: Это делается по заявлению истца?

    Салихов: Можем и мы, на основании рапорта судебного пристава-исполнителя, если должник трижды предупрежден и уклоняется от уплаты либо скрывается. Это не относится к людям, которые платят хотя бы по 50-100 рублей в месяц, к уголовной ответственности можно привлечь только за злостное уклонение от своих обязанностей. По ст. 157 УК в регионе возбуждено уже более 1,5 тысячи дел.

    С другой стороны, наказывая нерадивого папашу, мы тем самым наказываем ребенка: сегодня он не получает алименты, а завтра не сможет устроиться на работу в правоохранительные органы или на госслужбу, ведь там обязательно проверяют, судимы ли родители.

    РГ: Что должна сделать Елена?

    Салихов: Обратиться в отдел ФССП по месту прописки должника, но в заявлении указать фактическое место проживания и предполагаемое место работы бывшего мужа. Если на суд должник не явился, нужно приложить выписку из паспортно-визовой службы. Где его обнаружат, там и будет проводиться работа. Впоследствии можно ограничить ему выезд за территорию РФ, прохождение техосмотра, потребовать наложения ареста на личный автотранспорт.

    РГ: Почему бремя сбора доказательств перекладывается на пострадавшего: его просят сообщать приставам, где проживает должник, сменил ли он место работы?

    Салихов: Это не обязанность, а помощь судебному приставу-исполнителю, чтобы ускорить процесс розыска имущества и быстрее "достать" должника. Мы в любом случае запрашиваем всю информацию на этого человека в Пенсионном фонде, налоговой, ГИБДД, паспортном столе. Просто бывшая жена лучше других знает его привычки, предмет деятельности, примерный уровень заработка, может предположить, где он живет.

    РГ: Почему бы не ввести такое правило: должники по алиментам даже с низкими или "серыми" доходами обязаны платить не меньше прожиточного минимума на данной территории?

    Салихов: По закону у нас алименты взыскиваются либо в твердой денежной сумме, либо в виде процента от заработка (25 процентов на одного ребенка, 33 процента - на двух и т. д., но не более 70 процентов от ежемесячного дохода). Кроме того, когда должник устроится на работу, можно потребовать исчисления суммы долга за какой-то период, исходя из МРОТ, утвержденного в регионе. Белая или "серая" у него зарплата - не имеет значения.

    РГ: Насколько вообще эта проблема характерна для нашего общества?

    Салихов: Она касается огромного количества людей. Рождаемость в стране увеличивается, количество разводов, к сожалению, тоже. Только в Свердловской области 67503 исполнительных производства по алиментным обязательствам. Раньше мы, направляя исполнительный лист по месту работы должника, рассчитывали на порядочность работодателя и бухгалтерии и закрывали производство. Теперь - нет. Пока не могу похвастаться результатами: исполнение по алиментным обязательствам у нас не превышает 3-4 процентов. Это связано с особенностью таких долгов: они долгосрочные, взыскание растягивается на годы, пока ребенку не исполнится 18 лет.

    РГ: Есть ли срок давности у исполнительных листов по другим долгам?

    Салихов: Если с должника на данный момент взять нечего, исполнительный лист возвращается взыскателю вместе с актом о невозможности взыскания. Он может его предъявить снова, а может подождать какое-то время. Но не дольше трех лет, иначе придется снова обращаться в суд. Замечу: лист находится на исполнении, если он у пристава в работе, а не у вас в ящике стола.

    РГ: Зачастую у человека на руках  исполнительный лист, а вернуть долг никак не удается: жилье у должника единственное, все прочее имущество -  на родственниках... С человека ничего не взять! В этом проявляется  несовершенство закона об исполнительном производстве или некачественное исполнение этого закона?

    Салихов: И то, и другое. Я получил приглашение на заседание рабочей группы по усовершенствованию законодательства об исполнительном производстве, где будет рассматриваться вопрос о возможном ограничении прав должников. Обсуждаются такие варианты, как лишение водительских удостоверений или лицензии на определенные виды деятельности (кроме получения образования и медуслуг), денежных льгот. Помимо того, по отношению к людям, скрывающим свои доходы, нужно активнее применять такие меры, как обязательные и принудительные работы. Для "подпольных миллионеров" махать метлой на виду у всех унизительно, поэтому они сразу постараются закрыть долги.

    РГ: Что мешает сделать публичными сведения о должниках?

    Салихов: Нужно вносить изменения в законодательство, в частности, в законы о банках и о защите персональных данных. Действительно непонятно: почему сегодня в Интернете можно найти всю информацию по любому госслужащему, вплоть до президента, а раскрывать информацию по должникам нельзя? Почему нельзя создать единый сайт неплатежеспособных граждан в ведении ФСБ или правительства РФ, аналогичный тому, что есть в Германии? Я считаю, что это одна из самых действенных мер, и она не требует огромного количества денег. Пока реестр должников можно найти только на сайте ФССП. Подчеркиваю: это должники, по которым имеются решения суда. Штрафы ГИБДД сюда не входят.

    РГ: Как вам законопроект о банкротстве физических лиц?

    Салихов: До того, как закончится работа по расширению перечня принудительных мер, я бы не стал его принимать. Иначе это станет очередной лазейкой для людей, не желающих исполнять свои обязательства. Пострадают же при этом тысячи честных граждан, та же Елена. Она ведь рассчитывает, что ее бывший муж не пойдет против закона.

    РГ: В Свердловской области начались распродажи арестованного имущества. Приносит это результат?

    Салихов: ФССП к распродажам никакого отношения не имеет. Мы лишь арестовываем имущество, проводим оценку и передаем Росимуществу на реализацию. Все полученные деньги уходят на погашение долгов. Хотя раньше существовала другая практика: комиссионные магазины заключали договоры с председателями судов и принимали арестованные товары на реализацию.

    Что мне не нравится в сегодняшней системе торгов? В том, что очень завышены цены из-за обременений. Например, квадратный метр в новостройке в центре Екатеринбурге выставляется за 140 тысяч рублей. Как такое может быть, ведь сегодня больше 80 тысяч за метр не найдешь, даже в элитном жилье? Оказывается, это кредитная линия 2007 года. Есть случаи, когда машина в залоге оценивается в несколько раз дороже, чем абсолютно новая аналогичная модель. Да, можно провести уценку, если имущество не реализовано в определенные сроки, но, в отличие от комиссионной схемы, здесь никто не скажет, почему на один товар цена упала, а на другой - нет. Потому что это определяется мнением оценщиков, довольно узкого круга лиц. Кроме того, методика снижения цены по договору залога подразумевает согласие взыскателя. Если банк выдал три миллиона на ипотеку, разве он снизит планку до 1,5?

    За год совместно с Росимуществом мы провели уже две открытые распродажи на площадках рыночного типа. За несколько часов разбирали все подчистую - от чайников до автомобилей. Общая сумма вырученных средств - 450 тысяч рублей. В будущем мы планируем проводить такие торги на постоянной основе.

    РГ: Есть огромное количество людей, которые хотели бы отдать долг, но не могут. Что им делать?

    Салихов: Если человек активно общается с тем, кому должен, и с судебным приставом-исполнителем, предлагает заключить мировое соглашение, оплатить долг в рассрочку и т. п., то мы готовы пойти навстречу и отменить ограничения.

    УФССП в Екатеринбурге: ул. Пролетарская, 7.

    Тел./факс: (343) 362-27-83, 362-27-84.

    E-mail: gu@fssp66.ru

    Список территориальных отделов на сайте www.r66.fssprus.ru

    Поделиться