Новости

Как написал кандидатскую главарь Кущевской банды Сергей Цапок

Главарь банды Сергей Цапок, много лет державший в страхе печально знаменитую станицу Кущевскую, в промежутках между лихими налетами на фермеров и уличным разбоем писал кандидатскую диссертацию.

В ней он с большим знанием дела рассуждал о православной трудовой этике и протестном потенциале селян. Диссертация основательная, список первоисточников впечатляет. Что мог искать лютый бандит в трудах философа Мамардашвили, социолога Валентины Чесноковой и методолога Георгия Щедровицкого?

Цепкая защита

Опрос "РГ". Бывший школьный учитель, ныне пенсионер Андрей Васильевич: Диссертацию, говорите, защитил? Не удивлен. Отморозок был с закидонами. По станице анекдоты ходили. "Шестерка" его чуть до смерти не забил за ерунду местного паренька из ПТУ. Так Цапок его наставлял: "Дьявол играет тобой, когда ты не мыслишь точно. Бей в меру!" Ну, как вам философия?

"Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно" - это из Мераба Мамардашвили.

Ректор Южного федерального университета Владислав Захаревич, узнав о том, что именно в его вузе полгода назад "остепенился" Цапок, реагировал бурно.

- Если бы это не было известно совершенно точно, я бы сказал - да бросьте вы, еще бандюки у нас не защищались! Его кандидатская называется "Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя". Уже первые выдержки в контексте событий в Кущевке мне показались кричащими. Такое впечатление, что преступники проводят исследования в той предметной области, которой занимаются, ищут способы манипулирования сознанием людей научными методами, пытаются нащупать модели управления социумом. Я полистал его работу - и знаете, ничего диссертация. Вот что я вам скажу - дело принимает серьезный оборот. Если такой криминал, то какие должны быть милиционеры?

В ЮФУ уже проведены исследования научного опуса Сергея Цапка по программе "Антиплагиат". Оказалось, что заимствований всего на семь процентов. Значит, не компиляция. Может, кто-то писал за него? Доказать сложно. Научный руководитель Цапка ректор Ростовского технологического института сервиса и туризма доктор социологических наук, профессор Виктор Ильин на этот вопрос ответить не смог, еще вчера был предельно занят, а сегодня ушел в отпуск... Кстати, в деканате сообщили, что Цапок некоторое время был научным сотрудником этого института, правда, на работу ходил редко.

Процент веры

Судя по содержанию диссертации, Цапка особо интересовали две темы: протестный потенциал крестьян и православный хозяйственный этос. Протестный потенциал он оценивал достаточно высоко - 20 процентов сельских жителей могут организованно выступить против чего-либо. Но он считал, что в реальности этих 20 процентов не наберется, потому что крестьяне разобщены географически и привязаны к специфике производства: коров надо кормить, ежедневно доить и прочее.

Опрос "РГ". Бывший работник агрофирмы "Артекс-Агро" Леонид: Почему столько лет молчали? Я не знаю, что с нами произошло. Мы думали, что так везде и что уж тут сделаешь.

Цапок, если верить тому, что он писал диссертацию сам, мыслил на уровне высокой парадоксальности. Православие в глазах либеральных экономистов - непродуктивная духовность. Конкуренция, успех, как возвышение над другими, не входят в наш этос. Однако православный экономический человек представляет хозяйство как очень гармоничный мир, где все трудолюбиво выполняют предназначенное. Если верно учесть глубинные культурные механизмы, глубинную мотивацию, то православная модель будет работать как часы, и это гораздо выгоднее, чем любая продуктивная модель культуры, протестантская, к примеру. Рапределять хозяйственные роли Цапок умел. Он видел проблему лишь в усвоении православной хозяйственной модели. Считал, что это связано с небольшой степенью воцерковленности людей и слабым знанием основ веры. Цапок интересовался работами социолога Валентины Чесноковой, которая оценивала степень воцерковленности современного российского общества на уровне не более сорока процентов.

Опрос "РГ". Прихожанка местного храма Светлана, медсестра: Публичная казнь в станице, изнасилования, весь этот беспредел - и рядом рассуждения о вере. Да не верил Цапок ни в Бога, ни в черта.

Ночная власть

Если судить по диссертации, Цапок интересовался социальным проектированием, проявлял интерес к работам методолога Георгия Щедровицкого.

- У Щедровицкого была идея, что мировоззрение можно изменить махом, достаточно придумать подходящую модель управления, - говорит доктор социологических наук Татьяна Марченко. - Представляете, какая была бы беда, если бы мировоззрение действительно менялось не эволюционно, а разом под чьим-либо воздействием?

Писал ли Сергей Цапок диссертацию, чтобы строить станичников со знанием дела, и писал ли он ее вообще - неизвестно. Однако факт - из всех возможных способов управления социумом он выбрал сверхнасилие. И метод устрашения сработал, станица склонилась перед ночной властью. В диссертации он упоминает, что до XVIII века южные рубежи России называли Диким полем, потому что тут невозможно было спокойно жить из-за набегов крымского хана. Может быть, он веселился, если хотя бы читал свою диссертацию, понимая, что по большому счету ничего не изменилось.

Отчего зашатался мрачный мирок, который лепил Цапок в Кущевке и окрестностях? Неужели просто ошибка подчиненных - в очередной раз "не мыслили точно" и перегнули палку - вместо обычных точечных убийств устроили резню? А если бы резали по одному?

Большинство селян на вопрос анкеты, чего они боятся в настоящее время, ответили - стать жертвой преступления.

- Обычно стать жертвой преступления опасаются в городах, - говорит психолог Марина Клименко. - В деревнях так отвечают редко, здесь страшатся болезней и потери работы.

Меня - из опроса "РГ" - крайне неприятно поразил повторяющийся ответ: "Без цапковских будет хуже. Пусть лучше Цапок, чем чужаки, мы хотя бы понимали, как его не разозлить". Психология людей, которые боятся жить без своего дракона? Предсказание Шварца сбылось? Помните, у него архивариус говорит рыцарю: "Единственный способ избавиться от драконов - иметь своего собственного".

Жители Кущевки упорно хранят анонимность, и это несмотря на публично обещанную защиту свидетелей. Фамилии не желали называть даже те, кто стоял в очереди на прием к главе Следственного комитета, явно опасаясь, что бандиты еще могут ударить по тем, кто "засветился".

Опрос "РГ". Любовь Н. домохозяйка: Уже сегодня раздаются голоса о невиновности Цапка и его банды, дескать, подставили благодетеля. И земли он людям чуть ли не раздавал, и работой обеспечивал.

На сайте, посвященном Кущевке, жители с большой любовью пишут о своей малой родине. "Кущевская - одна из самых удивительных станиц Краснодарского края. Ее красота - возвышенна, люди, живущие в ней, - добры и отзывчивы, ее жизнь - преисполнена спокойного достоинства".

Комментарий

Елена Яковлева, обозреватель "РГ": Если бы в России было сильно научное сообщество или любое другое, кроме преступного, вся бы эта "научная история" в биографии бандита вышла бы на чистую воду.

Мераб Мамардашвили, Георгий Щедровицкий, Валентина Чеснокова - это имена, которые делают честь российской культуре XX века.

К Георгию Петровичу Щедровицкому - одному из героев знаменитого фильма Александра Архангельского о мыслителях XX века "Отдел" - я с 22 лет ездила на его знаменитые "игры" и ходила на семинары. С Валентиной Федоровной Чесноковой, умершей этим летом, делала интервью, зналась, ходила в гости, считала ее близким человеком, мне досталась большая часть ее библиотеки. О Мерабе Мамардашвили писала, встречаясь с его учениками, его книги последние 10 лет составляют мое преимущественное чтение.

Не читал Цапок Мамардашвили. По очень простой причине. Это чтение требует специального уровня культуры. Сравнимого - если бы речь шла о технических науках - с чтением лучших научных работ по сопромату. С Щедровицким и Чесноковой - не проще.

Принцип бритвы Оккама делает наиболее реальной такую картину. За большие деньги и под патронатом профессора и ректора (того ли, что отказался от комментариев или другого, мы пока не знаем) вот уже 20 лет малооплачиваемые преподаватели вузов были наняты для написания доброкачественной диссертации. И оплата была такая нескудная, что можно было цитировать гениев.

Существование теневого рынка научных работ, которые могут купить себе хоть бандиты, хоть просто бизнесмены, уже много лет ни для кого не секрет (см. расследование "РГ" от 15 ноября 2006 г.). И никто никогда на эту тень не покусился.