09.12.2010 15:53
    Поделиться

    Воронежские власти обвинили в срыве программы капремонта сельских учителей

    Воронежская область рискует стать первым субъектом Федерации, потерявшим право на субсидии из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

    До сих пор подобные перспективы маячили перед регионами за исправимые нарушения. Здесь же ситуация патовая. Деньги фонда выделяются при условии монетизации коммунальных льгот, а ее пришлось отменить в части, касающейся сельских педагогов. По решению Верховного суда.

    Из искры возгорелось

    - Как говорит народная мудрость, своя рубашка оказалась ближе к телу. Получив после суда 277 рублей на каждого, они сделали так, что регион потерял пять-шесть миллиардов субсидий, - сказал об учителях, осмелившихся оспорить неправомерную монетизацию, спикер облдумы Владимир Ключников.

    277 рублей - это, по его данным, среднемесячный размер выплаты, положенной сельским педагогам в Воронежской области вместо натуральных льгот. Между тем учителя, работающие на селе, имеют право на бесплатное жилье с освещением и отоплением. Возмещение соответствующих расходов должно быть стопроцентным, а не таким - символическим.

    Не поскупись в свое время власти, конфуза могло бы не случиться.

    - Когда летом 2009 года обсуждался областной закон о соцподдержке отдельных категорий граждан, мы обращали внимание депутатов на то, что по Федеральному закону "Об образовании" льготы положены педагогам в натуральном виде. Норма действует 80 лет. Нас уговаривали - мол, иначе региону не видать денег на капремонт и расселение жилья. В итоге достигли компромисса - монетизация проводится, но затраты на приобретение топлива учителям будут авансировать, а не возмещать постфактум, - напомнила председатель обкома профсоюза работников образования Тамара Бирюкова. - Потому что углем они запасаются сразу на всю зиму, тонна стоит семь тысяч рублей, на дом нужно от трех до шести тонн. И где взять 20-40 тысяч? У многих годовой доход - тысяч 50. Есть и матери-одиночки, и те, у кого мужья без работы, и пенсионеры, которые на четыре тысячи в месяц живут.

    Власти условие профсоюза вроде бы приняли. Но не выполнили.

    - Платишь в сентябре, возмещение приходит в декабре. И то - не по фактическим затратам, а по нормативу потребления. От 40 до 48 процентов расходов покрывалось, - рассказала "РГ" учитель лицея из Кантемировки Татьяна Колесник. - Зарплаты низкие: в лицее 5-8 тысяч, в селах и за 2,5 тысячи работают. А коммунальные платежи могут составлять 3,5 тысячи в месяц. И вот при доходе 86 тысяч в год я должна была выложить 40 за уголь. Где я их наберу? У меня семья, двое детей... В 2009 году мы выкрутились, а другим пришлось занимать. Покупать уголь частями накладнее - каждый раз платить за доставку из своего кармана. Одну машину еще могут даром пригнать, за вторую мы 300 рублей отдали. А если в район за 45 километров везти? 100 рублей километр, да в оба конца. Да дрова купить, без них уголь не разожжешь.

    Зимой посыпались жалобы: компенсации маленькие, нерегулярные, одолжить денег в селах бывает не у кого. Порой пенсионеры из экономии зимовали по двое-трое в одном доме.

    Стойкие солдатики

    В Кантемировском лицее не вытерпели: надо бороться. Татьяна Колесник и Анна Ушакова взяли удар на себя - ветераны труда, победительницы конкурса в рамках нацпроекта. В апреле облсуд признал, что монетизация ухудшила положение учителей и льготы им следует вернуть. Власти это решение обжаловали. В конце июня Верховный суд поставил в деле точку: учительские льготы - федеральная мера соцподдержки, заменять ее выплатами областные власти не вправе. Однако эту тонкость не учитывают правила выделения средств из Фонда содействия реформированию ЖКХ, и воронежские депутаты идти на попятный не спешили.

    Осенью Тамара Бирюкова подняла вопрос о покупке угля на встрече с губернатором Алексеем Гордеевым. Тот удивился - неужели проблема актуальна для многих учителей? Оказалось, по области их более 3,2 тысячи. Газ подключать дорого, да и не ко всем селам он подведен.

    Звучало намерение выдать субсидии на топливо малообеспеченным сельским педагогам. Но и эта полумера реализована не была. В сентябре-октябре, по сведениям профсоюза, не поступили ни компенсации, ни уголь.

    И вот закон отменили, выставив учителей врагами народа. Одиозное заявление спикера Ключникова не прокомментировал - хотя бы ради восстановления справедливости - ни один из высокопоставленных чиновников облправительства.

    Как сообщили в обкоме профсоюза работников образования, губернатор вроде бы распорядился выдать учителям уголь из районных резервов, а с 1 января 2011 года людям должны возместить недополученное ранее - деньгами.

    Пока же, по словам Татьяны Колесник, поставщики ресурсов требуют от сельских педагогов оплаты коммунальных услуг:

    - Мы написали им, что в июле суд восстановил наше право на натуральные льготы. С ноября все учителя Кантемировского лицея отказались от оплаты квитанций и от денежных компенсаций. Видимо, чиновники рассчитывали, что дисциплинированные педагоги не станут бунтовать, как-нибудь выживут. Но закон есть закон, правило есть правило. Если урок по расписанию в 8.30, я в 8.30 его и начинаю. И веду, как положено, до 9.15...

    Перекрыть тягу

    ...А что же с пресловутым капремонтом? Как сообщили в службе общественных связей Фонда содействия реформированию ЖКХ, по закону N 185-ФЗ нарушение условий предоставления средств (а именно - отмена монетизации) является основанием для приостановления финансирования:

    - Если в течение четырех месяцев нарушение не будет устранено, Воронежской области придется вернуть из своего бюджета все деньги, полученные из фонда с 2008 года. Это 4,97 миллиарда рублей. Плюс остаток - три миллиона. Плюс средства, на которые регион мог бы рассчитывать при перераспределении невостребованных лимитов в 2011 году.

    В ближайшее время правление госкорпорации вынесет вердикт по Воронежской области. Ситуация, подчеркнули в фонде, уникальна.

    Однако, по данным ЦК профсоюза работников образования РФ, в сентябре 2010 года к предоставлению сельским педагогам натуральных льгот вернулись Карачаево-Черкесия, Кировская и Смоленская области, а также Ставропольский край. Исключением из программ фонда в связи с этим их почему-то не пугали. Стало быть, 185-й ФЗ, плохо стыкующийся с Законом "Об образовании", можно применять гибко? Не принося в жертву горожанам и без того сомнительное благополучие учителей, которые живут в частных домах с печным отоплением и не ждут от реформы ЖКХ ни капремонта, ни переселения.

    Кстати

    В Воронежской области не раз пытались ущемить права бюджетников, работающих в сельской местности. В 2005 году коммунальные льготы сельским учителям заменили мизерными компенсациями (215 рублей в месяц) - причем только тем, кто занимает не менее 0,75 ставки. Решение опротестовала прокуратура. Выдвигались идеи ограничить те же льготы соцнормами. Госдума не поддержала. Притча во языцех - невыплата долгов по льготам за 1994-2004 годы. Только в Воронежской области не исполнены столь давние обязательства перед сельскими учителями, медиками и работниками культуры. Многие судились (доходя даже до Страсбурга) и выигрывали у властей. Пару лет регион выделял средства на погашение долгов, в 2010-м прекратил. Для расчета требуется около 300 миллионов рублей.

    Поделиться