17.12.2010 00:54
    Рубрика:

    В России может возникнуть до 50 новых территориальных объединений

    Возможно, уже в будущем году у нас появятся новые для нашей страны территориальные образования - агломерации. Общественный совет при минрегионе под председательством главы РСПП Александра Шохина одобрил создание пилотных агломераций в четырех регионах: Кемеровской, Ростовской, Нижегородской и Вологодской областях.

    Тема агломераций сейчас активно обсуждается всевозможными экспертами. Некоторые расценивают это как попытку перекроить карту страны, создать новое административно-территориальное деление. Иные аналитики уже подсчитали: вместо сегодняшних 83 регионов россияне будут жить в 20 агломерациях.

    Между тем у членов Общественного совета при минрегионе точка зрения такая: во-первых, никакого перекраивания карты страны не подразумевается; во-вторых, агломерацию нельзя создать по приказу, она возникает естественным образом; в-третьих, в стране реально может появиться от 12 до 50 агломераций с числом жителей от 1 до 14 миллионов человек.

    Словари толкуют агломерацию как скопление нескольких населенных пунктов или районов, объединенных интенсивными и многообразными хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, транспортными связями в единую систему. Центром такой системы, как правило, является самый крупный город. При этом населенные пункты и районы, входящие в агломерацию, остаются административно независимыми, но развиваются по единому комплексному инвестиционному плану.

    Агломерация - довольно распространенное явление в мире. Сейчас их насчитывается около 480 с числом жителей более 1 миллиона человек. Самая крупная находится в Японии с центром - городом Токио и объединяет 34-35 миллионов жителей.

    Агломерация по сути представляет собой договор нескольких муниципальных образований и общий план развития, в том числе промышленности, транспорта, жилищного строительства. Это общий рынок труда и рынок потребления. Некоторые эксперты считают, что сегодня ничего не мешает регионам, муниципалитетам договариваться и строить общие комплексные инвестиционные планы. Другие уверены, что законодательная база для такого сотрудничества у нас отсутствует, и при первых попытках создать агломерацию сразу же возникнут серьезные проблемы.

    Например, налоговая проблема.

    Возьмем простой пример - Москва и Московская область. Огромное количество подмосковных жителей ездят на работу в столицу. Соответственно, именно там они оставляют свои налоги. Области от такой маятниковой миграции ничего не перепадает. Значит, если формировать Московскую агломерацию или любую другую, этот вопрос нужно будет как-то решать.

    Во всех муниципальных образованиях, входящих в агломерацию, должны быть единые экономические и социальные стандарты. Условно говоря, прожиточный минимум, например, в Кемерове, Новокузнецке и Киселевске, которые войдут в единую агломерацию, должен быть одинаковым. У них примерно равной должна быть стоимость жилья и так далее.

    Видимо, проще будет там, где агломерация будет располагаться исключительно в границах одного региона. Собственно, те пилотные проекты, которые сейчас предлагаются, именно такие. На них будет проще отработать систему. Однако представители пилотных регионов в один голос говорят о том, что для запуска проектов как минимум необходимо узаконить понятие агломерации, сформулировать ее правовой статус. В противном случае мы получим такое "творчество" на местном уровне.

    Кстати

    Профессор МГУ им. Ломоносова Леонид Смирнягин, хорошо знакомый с практикой создания агломераций в других странах, считает, что организация горизонтального сотрудничества территорий дает огромные перспективы для их развития, для движения вперед. Но при этом предупреждает, что если агломерирование пойдет слишком большими темпами, то это может привести к оскудению многих российских городов. По его мнению, несмотря на все плюсы этого явления, его не следует переоценивать.