16.12.2010 00:48
    Поделиться

    Владимир Островский: В Свердловской области семь ФГУПов станут акционерными обществами

    Стратегия федеральных властей в части управления государственным имуществом такова: регионам необходимо отказаться от непрофильных и неприбыльных активов. Будет ли приватизироваться собственность самой Федерации? На вопросы корреспондента "РГ" отвечает руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом Владимир Островский.

    Российская газета: Во сколько оцениваются активы Федерации на территории Свердловской области?

    Владимир Островский: В регионе более 40 тысяч объектов, внесенных в реестр федерального имущества. Начиная от крошечного участка земли под трансформаторной будкой, заканчивая комплексами крупнейших оборонных предприятий, НИИ и вузов. В какую сумму все это можно оценить? Ответить однозначно нельзя: балансовая стоимость не всегда соответствует действительности. А рыночная оценка не всегда адекватна. Порой недвижимость переоценивается, а интеллектуальная собственность недооценивается. Например, в этом году мы выставляли дважды на продажу 51 процент акций НИИ металлургии и металловедения. За 86 миллионов рублей. Ни одной заявки так и не поступило, хотя желающие купить были. Значит, цена завышена. Бывают обратные ситуации - цена резко падает в 90-100 раз. Это явный сговор оценщика с покупателем и предмет для разбирательства правоохранительных органов.

    РГ: Какие доходы получает Федерация от своего имущества?

    Островский: В этом году от сдачи земли в аренду мы получили 100 миллионов рублей, от продажи участков - 17 миллионов, от продажи древесины - 9,7 миллиона, от реализации конфискованного имущества - 495 тысяч, от приватизации - около 50 миллионов рублей. Отмечу, что на стадии акционирования реального поступления средств в бюджет не происходит, они возникают на стадии приватизации пакетов акций.

    РГ: Каково состояние госактивов?

    Островский: Разное. Там, где государство активно участвует в производственном процессе и есть госзаказы, активы в хорошем состоянии. Там, где менеджмент заинтересован не в капитализации, а в личной выгоде, в больших премиальных, может быть всякое. Например, недавно отстраненный от должности директор института установил себе зарплату в 300 тысяч рублей, при этом средняя зарплата по предприятию - 30 тысяч. Несложно подсчитать, сколько получали другие. Нередко предприятия доводят до банкротства, распродают, ликвидируют. Довольно часто выявляем факты сдачи площадей внаем без согласования с нами арендной ставки, незаконной продажи имущества без регистрации в Росреестре. Информация поступает из правоохранительных органов. На основании ее проводится проверка, составляется акт и направляется в прокуратуру.

    РГ: Почему столь часто возникает соблазн поживиться за счет госимущества?

    Островский: Во-первых, директорам ФГУПов очень сложно подобрать команду, которая работала бы с той же эффективностью, что и менеджеры коммерческих предприятий, особенно если сопоставить уровень заработной платы на госпредприятиях и в частных бизнес-структурах. Во-вторых, предприятий много, а контроль не всегда оперативный. У Росимущества нет права, как у областного министерства по управлению гос­имуществом, проводить переаттестацию директоров ФГУПов, согласовывать планы финансово-хозяйственной деятельности - это прерогатива федеральных министерств и ведомств, к которым они относятся. Мы можем лишь направлять предложения об отстранении руководителя от должности на основании отчета о состоянии имущества. Акционерные общества мы тоже можем контролировать только опосредованно - по суммам дивидендов.

    В этом году по результатам проверок были сняты с постов руководители ОАО "Прогресс", ОАО "Свердловский институт информации и информационной деятельности", ОАО "Коминформ", ОАО "Информ-вест".

    РГ: Как, помимо увольнения, можно наказать такого руководителя? Несет ли он уголовную ответственность, компенсирует ли государству ущерб?

    Островский: Новый руководитель на основании аудиторского заключения имеет право направить материалы в прокуратуру, правоохранительные органы. А уже они определяют, есть ли основания для возбуждения уголовного дела, или компенсировать ущерб можно в арбитражном порядке. В текущем году, например, было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего директора Свердловского топливного предприятия за преднамеренное доведение до банкротства. Кроме того, Росимущество сейчас пытается вернуть имущество УПЗ, которое было отчуждено в пользу ближайших родственников бывшего директора. Аналогичная ситуация в "Свердловскавтодоре" - буквально на днях выиграли дело в суде и вернули квартиру, которая была отчуждена бывшим руководством.

    РГ: В каких отраслях государственные предприятия рентабельны и даже прибыльны, а в каких есть смысл от них избавиться?

    Островский: На Урале так исторически сложилось, что самая доходная отрасль - металлургия, но там госпредприятий уже практически нет. А вот в машиностроении, энергетике, лесном хозяйстве, АПК, транспортной сфере у Федерации до сих пор имеются активы, но взят курс на их сокращение. ФГУПов должно остаться минимальное количество - только те, что участвуют в обеспечении государственной деятельности. Все остальные для привлечения инвестиций и более живой работы лучше трансформировать в ОАО. При этом контрольный пакет может оставаться у государства, а большая часть акций должна быть у частных инвесторов.

    РГ: На уровне области принята программа приватизации ГУПов, рассчитанная на три года. Существует ли аналогичная программа на уровне Федерации?

    Островский: 27 октября вышло постановление правительства РФ, согласно которому достаточно большие активы на территории Свердловской области пойдут на реализацию: 100 процентов акций 31 акционерного общества. Также будут приватизированы семь ФГУПов. Они станут ОАО со 100-процентным государственным капиталом. Будут выставлены на продажу и 56 пакетов акций из 88, находящихся в собственности РФ, в том числе 34 пакета, где доля РФ более 49 процентов.

    РГ: На предприятиях уже знают, что их ждет?

    Островский: Многие директора противятся этому процессу. Сегодня их владелец находится далеко и не слишком строго их контролирует. Частный собственник будет вести дело по-другому. Прийти к нему просто с протянутой рукой не получится - необходимость инвестиций придется обосновывать. А не все это умеют.

    Кстати

    Планируемые доходы федерального бюджета от приватизации федерального имущества в 2011 году - 6 миллиардов рублей, в 2012 и 2013 годах - по 5 миллиардов рублей ежегодно. С перечнем предприятий, подлежащих приватизации, можно ознакомиться на сайте http://ca.rosim.ru

    Поделиться