Не успела российская публика прийти в себя после фильма Франсуа Озона "Убежище" - столь нетипичного для этого режиссера, как уже к выходу на экраны готовится его новая работа - 6 января в ограниченный прокат выходит фильм "Potiche". Его название можно перевести, как "Ваза" или "Трофей" - именно этим словом во Франции называются женщины, которых завоевывают, как дорогую добычу и после этого "хранят" их дома только с целью показать, что такое сокровище имеется у владельца. В России же фильм назвали "Отчаянная домохозяйка", видимо, по аналогии с известным сериалом, дабы привлечь зрителя. Но какого зрителя привлечет аудитория: борцов за женские права, любителей мыльных опер или поклонников французского кино? На вопросы обозревателя "РГ" отвечает режиссер картины Франсуа Озон.
Российская газета: Месье Озон, меня зовут Сюзанна, но не Пюжоль (имя героини фильма "Potiche" - Сюзанна Пюжоль - Прим. С.А.). А какой Франсуа Озон настоящий - автор "Восьми женщин" и этого фильма или тот, который снял "Убежище"?
Франсуа Озон: (вначале смеется, потом вздыхает). Я не знаю. Но для меня очень важно рассказывать истории, и мне нравится, чтобы они были абсолютно разными, я стараюсь не повторяться. В каждой истории я пытаюсь выразить себя, и так получается, что очень часто в своих историях рассказываю о женщинах. Это происходит потому, что я люблю женщин. Кроме того, женщины играют слишком заметную роль в обществе - во всех сферах, начиная от семьи и заканчивая политикой. Знаете, женщины часто становятся жертвами в нашем обществе, а мне вот как раз интересно посмотреть, как они потом, после того как их обидят, самоутверждаются и берут реванш.
История Сюзанны Пюжоль - это история женщины, которая не может найти свое место. Она думает: мое место - не на кухне, не в ночном баре "Бадабум", не на фабрике… но где же? Она ищет свое место и борется за него. Так что мой фильм - это феминистское кино.
РГ: Вы - феминист?
Озон: Я думаю, что да. И сами женщины в моей жизни повлияли на это. До сих пор не существует равенства между мужчинами и женщинами. Эти идеи актуальны, как и прежде. Даже в современной Франции многие женщины отстаивают свои права. Посмотрите на мусульман, например, на то, как отстаивают свои права женщины в других религиях, в тех, где их положение - на вторых ролях. Женщины борются во многих странах.
РГ: Вы ставили свой фильм по пьесе Пьеара Барийета. Но изменили финал, дописав историю. В пьесе история Сюзанны заканчивается на том, что она успешно управляет фабрикой. Но в фильме муж свергает ее с поста директора, а вскоре сам становится подкаблучником.
Озон: Я решил, что пьеса слегка старомодна, а в наши времена ситуация изменилась. Пришлось сильно адаптировать. Когда муж, вернувшись, устраивает на фабрике забастовку, прибегнув к помощи коммунистов, и настраивает против жены их дочь, то Сюзанна понимает, что ее следующим шагом может стать уход в политику. Сюзанна переживает унижение, после этого осознает, что политика - как раз то средство, которое поможет ей взять реванш. Такой ход очень помог мне показать, как меняется ее характер. Кроме того, выстроилась логическая цепочка.
РГ: Когда вы начинали работу, то сразу рассчитывали на то, что главные роли - домохозяйку Сюзанну и коммуниста Бобена будут играть Катрин Денев и Жерар Депардье? Или думали о других артистах?
Озон: Я сразу рассчитывал на Катрин и Жерара. Если бы они сказали "нет", я бы не снимал этот фильм. Для меня была очень важна Катрин, потому что она - лучшая актриса в мире. Она очаровательна и стильна во всех фильмах, в которых играла на протяжении своей карьеры. Она - настоящая женщина, теплая, прекрасная, хотя, быть может, Катрин и не откроется вам при первой встрече. Однако иногда в ней проявляется феминистка. Эту черту я и хотел показать в своем фильме. Что касается Жерара, то, как только речь зашла о партнере Катрин Денев, я сразу же подумал о нем. И он согласился играть в картине, едва услышав имя Катрин. Их совместная творческая работа во французском кино началась тридцать лет назад, и уже только она имеет свою историю.
РГ: Каково было поведение звезд на съемочной площадке - все-таки они уже в возрасте и избалованы славой. Не капризничали?
Озон: Между ними сразу появилась какая-то нежность. Когда на площадке такие актеры, у которых большой опыт совместной работы, то возникает поистине магическая атмосфера. Я немного волновался, потому что понимал, что, когда у актеров такой багаж совместной работы за плечами, это может отрицательно сказаться на новом фильме. Но они по-настоящему любят работать вместе. А теперь могу сказать, что мы любим работать вместе.
РГ: Мой следующий вопрос - о зонтиках. Ваша героиня и ее муж работают на фабрике зонтов. Это что - "отсыл" к фильму "Шербурские зонтики", с которого начиналась карьера Денев?
Озон: Думаю, что да. Хотя так было написано в пьесе - это не моя прихоть. Но я решил подчеркнуть и развить эту линию. И теперь японцы, которые приобрели фильм, перевели его название, как "Зонтик счастья". Мне это даже показалось смешным. А что "Шербурские зонтики" популярны в России? Так же, как и Луи де Фюнес?
РГ: Очень популярны. Один из самых любимых нашими зрителями фильмов. Вы с фильмом "Potiche" были в этом году на Венецианском фестивале, где картина была очень тепло принята и критиками, и публикой. А каковы ваши впечатления от венецианской премьеры?
Озон: Для меня было сюрпризом, что картину отобрали на фестиваль, и то, что все в Италии действительно восприняли фильм, как комедию. Я делал фильм, прежде всего, для французского зрителя и французского рынка. Это очень национальная история, и я не думал, что наши реалии покажутся смешными и остальным. Я не ожидал, что фильм окажется международным, и женщины, из других стран поймут характер Сюзанны. Но так получилось.
РГ: А что вы думаете о коммунистах? Герой Депардье - Бобен - мэр-депутат и рьяный коммунист.
Озон: Я к ним очень тепло отношусь. Мое кино - это история конца коммунизма во Франции. Можно долго отвечать на этот вопрос - достаточно вспомнить 70-летнюю историю коммунистического режима. На ум сразу приходит Франсуа Миттеран, например. Но мне кажется, что характер персонажа Депардье - очень идеалистичен. Он все свои силы бросает на служение обществу и ставит общественное выше личного. Он весь в политической борьбе, всегда думает только о том, как нарастить свое политическое влияние, но перманентно забывает про личную жизнь. По сути, у него нет женщины рядом, и, когда он предлагает Сюзанне начать новую совместную жизнь, то выглядит человеком не от мира сего. Он не понимает, что после 60-ти трудно начать все сначала…
РГ: Катрин Денев поет в вашем фильме. Я слышала историю о том, как Денев и Депардье предлагали сняться в мюзикле, но предложили, что их озвучивать будут профессиональные певцы. Актеры отказались. А у вас Денев согласилась спеть…
Озон: Денев очень любит петь. А история, что вы рассказываете, действительно была с фильмом Жака Деми (кинорежиссер, автор "Шербурских зонтиков" - Прим. С.А.), - я не помню его названия. Жаль, что не сложилось. На мой взгляд, актеры не должны петь как Калласс или танцевать, как Михаил Барышников. Нужно, чтобы они были сами собой. Я знаю, что Катрин Денев - не великая певица. Но она отличный интерпретатор, с великолепными эмоциями и чудесным голосом.
РГ: Каковы ваши планы? Не планируете снова приехать в Россию, хотя относительно недавно вы были у нас - в 2009 году представили фильм "Рики".
Озон: К сожалению, я не смогу приехать в Россию в ближайшее время. Знаю, что релиз картины в России будет очень скоро, в начале января. Велись даже переговоры о моем приезде, но я должен быть во Франции, хотя мне так хотелось бы побывать в России как можно скорее.