06.01.2011 12:47
    Поделиться

    Православные христиане празднуют Рождественский сочельник

    6 января - Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

    Слово "навечерие", согласно толковому словарю Даля, означает вечер накануне праздника.  А слово "сочельник" происходит от названия блюда из вареной пшеницы, или риса,  с медом - "сочива". 

     В церковной традиции Навечерием Рождества Христова, или Рождественским сочельником, называют последний день Рождественского поста, день, предшествующий празднику Рождества Христова.

    Церковные праздники - это не просто повод вспомнить и воспроизвести события, произошедшие в далеком прошлом и этому же прошлому принадлежащие. Когда мы принимаем участие в богослужении церковного праздника, мы становимся причастными к тому божественному событию, которое имеет корни в  божественной вечности - ведь Бог вне временных отрезков. Сама вечность вторгается в нашу жизнь. Но для того, чтобы это произошло, человек должен подготовить себя. Подготовить так, чтобы не просто воспринять внешнюю, обрядовую сторону праздника, но и его духовную суть. Для этого надо на эту  духовную суть настроиться, выйти за рамки повседневной суеты, сосредоточиться не на внешней  стороне жизни, а на внутренней, духовной. Такому сосредоточению на духовной жизни  способствует пост. И именно поэтому четырем великим праздникам Церкви предшествуют многодневные посты: по словам о. Александра Ельчанинова, во время поста человек "становится доступнее воздействиям иного мира".

    Великому празднику Рождество Христово предшествует сорокадневный Рождественский пост  (с 28 ноября до 7 января), предуготавливающий наше тело и наш дух к самому событию Рождества и к участию в нем. И если цель поста - помочь человеку сосредоточиться на духовной жизни, то  задача богослужений во время поста - настроить человека на правильную духовную жизнь. Помочь человеку в том, чтобы его "духовное наполнение" (о. Александр Ельчанинов) в период поста  стало спасительным. 

    Во время богослужений  Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти.  И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому неслучайно, что день накануне праздника - Рождественский сочельник - день   самого строго поста. В этот день не принято есть "до первой звезды". В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма. Вот после этого момента и разрешается вкусить пищу, но не всякую, а только "сочиво" - отварные зерна пшеницы, или риса, с медом -  блюдо, которое и дало название сегодняшнему дню. А сам пост закончится только после наступления праздника, то есть после ночной праздничной Литургии.  Так мы и физически, и духовно готовимся к встрече Спасителя.

    На утрене или на вечерне Рождественского Сочельника принято исповедоваться, с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить родившегося Христа.

    Поделиться