"Черная база" Центробанка, в которую включены топ-менеджеры, доведшие свои кредитные организации до банкротства, выросла за полгода на 13 процентов. Сейчас в ней более 3 тысяч человек, сообщил вчера журналистам директор департамента лицензирования и финансового оздоровления Банка России Михаил Сухов.
ЦБ уже несколько лет настаивает на том, чтобы недобросовестные руководители и собственники банков не допускались к этому бизнесу, напомнил Сухов. И от этой идеи отказываться не намерен. Речь идет о том, что информация о деловой репутации должна быть известна неограниченному кругу лиц, пояснил Сухов. Планируется, что такие данные банки будут обязаны публиковать в открытых источниках, чтобы их могли оценить потенциальные вкладчики и кредиторы. Пока, правда, не вполне понятно, где именно будут раскрывать такие данные. Но очевидно, что в них должны содержаться сведения о деловом опыте, прежних должностях и образовании руководителей банков, рассказал Сухов. Он не исключил, что это может быть даже более действенным рычагом, чем административный контроль.
Напомним, что буквально в конце прошлого года произошел ряд довольно заметных банкротств в кредитных организациях. Причем представители ЦБ не исключают, что причиной стало не только недобросовестность или "проколы" собственников и менеджеров, но и прямое воровство активов. В одном из этих случаев, в который попали сразу пять банков, предположительно связанных между собой, сумма госгарантий для вкладчиков составляет почти 10 миллиардов рублей. Но ущерб наносится не только системе страхования вкладов, страдают также предприниматели и другие кредитные организации, которые являются партнерами "сгоревших" банков. И у них шансы вернуть деньги очень невелики.
Объем удовлетворенных требований кредиторов ликвидированных банков в последние годы уменьшается, констатировал Сухов. В 2010 году им смогли вернуть всего 6,5 процента средств. И хотя Агентство по страхованию вкладов и другие конкурсные управляющие добиваются в судах возложения субсидиарной ответственности, в том числе на владельцев банков, реальные поступления активов в конкурсную массу составляют сущие копейки. Чтобы помочь возврату "пропавших" активов, ЦБ предлагает расширить полномочия АСВ и дать ему право проводить финансовые расследования. Речь идет о том, чтобы налоговые органы, другие банки и Центробанк были обязаны отвечать на запросы агентства о движении активов, пояснил Сухов. Это, надеется он, позволит добиться большего взыскания средств. Кроме того, рассказал Сухов, ставится вопрос о введении уголовной ответственности за предоставление недостоверной отчетности. Именно она, заметим, во многом стала причиной последних крупных банкротств. Также ставится вопрос о введении ответственности сотрудников за сохранность баз данных. Ведь нередко случается так, что когда в намеренно обанкроченный банк приходят правоохранительные органы, электронные базы данных оказываются просто-напросто затерты. И установить, куда и по каким каналам шли деньги, невозможно.
Полностью текст читаете
на www.rg.ru