25.01.2011 00:10
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Центральные каналы наиболее заинтересованно отработали тему Мавроди

    Праздники закончились, и телеканалы уже не первую неделю стараются преодолеть традиционно "драматический разрыв" между тем, о чем говорят и пишут в других СМИ, и ТВ, в эфире которого практически ничего в предшествующие дни не было, кроме вокальных упражнений и танцевальных телодвижений.

    А бабочка Мавроди крылышками бяк-бяк-бяк...

    "Другие СМИ" писали и говорили о надвигающейся реформе образования, о поисках национальной идентичности, о новой пирамиде Мавроди, о православном дресс-коде для российских мирян и, как водится, о кино.

    ТВ не упустило ни одну из этих тем. Кроме, возможно, той, что вызвала некоторое напряжение в культурной среде - это театральная премьера "Околоноля". Хотя, справедливости ради, надо сказать, что она все-таки нашла отражение на одном из телеканалов. Речь о "Дожде" - телеканале, по-своему уникальном и заслуживающем отдельного разговора. Но в другой раз. Пока же заметим, что именно этот канал сумел не просто засвидетельствовать почтение помянутым выше коллизиям, но и вникнуть в них достаточно глубоко.

    Центральные же каналы наиболее заинтересованно отработали тему Мавроди. Этот господин, точно Киркоров, не вылезал все эти дни из эфира.

    Сначала пирамидостроителя пытал Малахов. Затем его осуждали на канале "Россия" в программе "Специальный корреспондент". Но полнее всего тему раскрыло НТВ в шоу "НТВшники" и "Центральное телевидение".

    В общем и целом получился сеанс черной магии с жалкими попытками ее разоблачения.

    Были и нюансы. Малахов старался на мага обрушить гнев пострадавших вкладчиков. Собеседники Марии Ситтель объясняли, какие юридические нормы позволили бы остановить мавродиевскую новостройку на законных основаниях. Антон Хреков и Вадим Такменев определялись с электоральной базой поддержки начинания Мавроди и весело по этому и прочим поводам иронизировали.

    У Малахова в студии его даже арестовали. Велели паспорт показать... Хотя сразу стало понятно, что это спектакль. И довольно бездарный.

    Вадим Такменев напирал на демоническую составляющую финансового наперсточника, в манере которого сцеплять руки и закидывать их над головой увидел намек на врубелевского "Демона".

    Мне-то он по "картинке" больше напомнил цыпленка табака, но с претензией на Фантомаса.

    Такая вот современная русская версия всемогущего и неудержимого вершителя человеческой цивилизации.

    Он уже однажды чуть не развалил мировую финансовую систему. Это входило в его планы в 90-е годы, как сам признался тому же Такменеву. И это, как он сам убежден, теперь осуществит без проблем посредством Интернета. А на обломках старого мира возведет чертоги, в которых, кто был ничем, тот станет...

    ***

    В "Поединке" солировал другой демон нашего времени - Владимир Жириновский. Он переживал за русский народ, который все другие народы унижают и оскорбляют. Ему подпевал и подыгрывал Владимир Соловьев. Им обоим вяло возражал Леонид Гозман. А над ними и над страной парил третейский судья Никита Михалков, который объяснил, в чем проблема: "В течение десятилетий не было ощущения, что это огромная страна, которая не может существовать под властью либеральных идей, которые отрицают лидера, без которого народ не разберется, куда ему идти, и не потому, что он глуп, а потому, что это генетически заложено".

    Владимир Соловьев это слушал, затаив дыхание, и назвал услышанное "словом мудрости".

    Слова мудрости изрекал и Александр Лукашенко на своей очередной инаугурации. Их мы услышали все на том же "Центральном телевидении". Услышали и его оговорку по Фрейду: "Я как президент России". Да, мы и так догадывались и даже были убеждены, что Александр Григорьевич спит и видит себя во главе РФ. Но вот тут он, наконец, выдал желаемое за действительное. То есть саморазоблачился. Подсознательно.

    Сознательно разоблачилась опять же на "ЦТ" Анастасия Волочкова. И не только в переносном смысле. Она разделась, потом оделась, потом станцевала... А что в остатке?..

    Была примой в Большом театре. Пошла примой в провинциальный балет. Оттуда - уволилась. Вступила в члены "ЕР". Там ее не оценили. Вышла. Теперь выкладывает себя голую в Интернете. Тут-то ее и настигла планетарная слава.

    И о кино

    Теперь обратимся за "словом мудрости" к Гордонкихоту. Он неиссякаемый ее источник. Нужен только повод, чтобы забил из него фонтан.

    Поводом в "Закрытом показе" стал фильм двухгодичной давности "Какраки", который и вызвал приступ неистовой ярости у телеведущего. Режиссер-дебютант Илья Демичев собрал хорошую команду артистов (Михаил Ефремов, Сергей Колтаков, Наталья Вдовина), пригласил замечательного оператора Михаила Аграновича и рассказал историю из жизни современного чиновного сословия. История вполне достоверная и живая. Но что поднялось по окончании просмотра... Какой сель злобы, ненависти, презрения обрушился на фильм и режиссера...

    Господин Гордон взбешен; он ждал фильма с человеческим лицом, а ему подсунули черт знает что. Ему показывают человека, которого ничто не волнует. И показывает человек, который не талантлив. И к тому же симулянт, создающий симуляторы. Другие из противников фильма еще меньше выбирали выражения...

    Хорошо ответил на все это оператор Михаил Агранович. Он сказал, что пожалел о своем участии в этом ток-шоу. Он говорил, насколько человек неинтересен, элементарен в своей категоричности... Что ему было все это странно слушать от людей, которые вроде бы читали Чехова, Гоголя... "Вы читали, но не прочли, коли позволили себе столько бестактностей".

    Верно заметил и Сергей Колтаков: "Меня всегда пугало недружелюбие нас - среди нас".

    Георг Лихтенберг когда-то задался вопросом: "Если при столкновении книги с Головой раздастся пустой звук, - то всегда ли виновата книга?"

    Применительно к кино этот вопрос довольно часто тоже бывает актуален. А в данном случае особенно.

    Михаил Ефремов замечательно сыграл современного чиновника среднего звена. Но не менее сильно исполнил роль его начальника Сергей Колтаков. Как он говорит - заслушаешься.

    "Каждый из вас на своем месте должен менять подходы без всякой ажиотации. Но хочу вам задать вопрос: делаем ли мы? Делаем ли мы все возможное для достижения поставленного перед нами диалога? И я вам отвечу: вряд ли: да. Я нашел потрясающую цитату из классика: Все мы вышли из гоголевской "Шинели". И вот тут я хотел бы, чтобы вы серьезно подумали, взвесили бы и представили мне в письменном виде какие-нибудь нововведения и новации, какие-нибудь продуманные смелые шаги, направленные на улучшение работы в целом. Ибо сегодня, как никогда, мы должны на корню пресекать любые номинальные проволочки, главное вот эту бумажную волокиту".

    Поделиться