В самый разгар "Дакара" между журналистами и организаторами зашел разговор об успехе Владимира Чагина.
В чем секрет российского спортсмена, у пресс-аташе команды "КАМАЗ-мастер" Эрика Хайруллина выпытывал паренек из Ассоциации автомотоспорта Аргентины Николас Вега. Эрик ответил, что разгадка проста - Чагин умеет летать. И показал своему южноамериканскому коллеге ролик, снятый минувшим летом в Коломне, где легендарный гонщик взмывает на высокой скорости с трамплина, а над ним в свою очередь совершает прыжок на мотоцикле известный российский рейдер Алексей Колесников. Вега опешил. В замешательстве были и все те, кто в этот день оставил свою основную работу, чтобы посмотреть ролик с летающим Чагиным.
Сам Владимир скромничает, говорит, что есть люди гораздо успешнее его. А что касается многократных побед, то в разговоре с корреспондентом "Российской газеты" он объяснил это тем, что гораздо больше других горит желанием добраться до цели первым. И трудности отступают...
Российская газета: Каким для вас был нынешний "Дакар"?
Владимир Чагин: Еще задолго до начала старта организаторы предупредили, что в этом году все будет гораздо сложнее, чем раньше. И для начала добавили песка. Мы очень много времени провели в Атакаме - самой сухой пустыне мира. Там столетиями не видят дождей. Жара под пятьдесят. И нет ни одного растения или животного. Только пески и камни. Представьте, что чувствует человек, находясь в таком месте. Вполне естественно, что Атакама далась далеко не всем: до финиша добралось меньше половины участников. Мы сами поверить не можем, что все наши экипажи прошли этот путь и к тому же заняли все призовые места.
РГ: Мы следили за ходом марафона и видели, что не все для "КАМАЗ-мастера" складывалось так, как надо...
Чагин: Мы много времени потеряли на замене колес. Прямо какое-то невезение преследовало. Я нашел этому простое объяснение: в прошлом году мы ни одной шины не заменили на спецучастках, а природа не терпит пустоты, поэтому и отдувались во время этого марафона. Вообще на "Дакаре" считается нормой поменять во время прохождения спецучастка одно-два колеса. Наши машины снабжены автоматической накачкой шин из кабины, и это дает нам возможность добраться до бивуака с проколотыми колесами. Но если порез сильный, приходится останавливаться и менять. На это уходит до тринадцати минут. Умножьте на шесть и поймете, сколько времени мы потеряли. Причем шины у нас отличные, никогда не подводили. Но как-то на этот раз все очень жесткие ветки деревьев и камни ложились исключительно под автомобили нашей команды, а вот соперников - берегли.
РГ: Этот "Дакар" вы покоряли с новой боевой подругой. Ну как машина?
Чагин: Я дебютировал на ней накануне марафона еще на "Шелковом пути". После этого мы внесли необходимые доработки, и весь "Дакар" автомобиль прошел исключительно. Получилась очень маневренная машина, хорошо показали себя настройки подвески. Грузовик вышел более низким по сравнению с предыдущими моделями, и в этом были свои плюсы.
РГ: После того как в "Российской газете" вышла публикация о вашей победе, несколько читателей задали один и тот же вопрос: "Почему спортивные успехи нашей команды никак не сказываются на развитии российского автопрома?" Хочется услышать ваше мнение по этому поводу.
Чагин: Не буду далеко ходить, скажу о "КАМАЗе". Грузовик, который завод выпускал десять лет назад, и сегодняшний автомобиль - это две совершенно разные машины и по внешнему виду, и по оснащению. Все, что применяется в гоночных грузовиках и хорошо себя зарекомендовало, затем используется в серии. В течение двадцати лет наша команда работает в тесной связке с конструкторами завода. "Дакар" - это великолепный полигон для испытания узлов и агрегатов автомобилей. И то, что выдержало марафон, в обычной жизни, в обычных условиях эксплуатации будет служить вечно. Наше успешное участие в "Дакаре" популяризирует бренд, о "КАМАЗе" узнают все больше и больше. Этим и объясняется стремление всех мировых производителей участвовать в гонке и побеждать в ней. Я бы сказал так, что "Дакар" - это борьба автомобильной промышленности всех стран мира.
РГ: Каждый год на "Дакаре" вы отмечаете свой день рождения. Сколько еще раз собираетесь это сделать?
Чагин: Боюсь даже загадывать. Надеюсь только, что эта традиция сохранится еще на долгие годы. Вот уже двадцать лет подряд мой день рождения празднуют ровно десять минут. Наш тим-менеджер Семен Якубов произносит торжественную речь, все очень близкие мне люди поздравляют меня, а потом расходятся готовить машину к этапу завтрашнего дня. Я уверен, что неспроста появился на свет в те дни, когда идет "Дакар" - самое важное для меня событие.
РГ: Вам, как говорится, на пятки наступает Эдуард Николаев. Не боитесь конкуренции?
Чагин: Я много лет занимаюсь с Эдиком, он был в моем экипаже механиком. Сейчас сам сел за руль. Поэтому я принимаю его успехи как свои. Я очень рад тому, что он активно продвигается вперед. Красноречивее всего об этом говорят его победы на "Шелковом пути", где Эдик стал победителем, и его дебют как пилота на "Дакаре", где он пришел к финишу третьим.
РГ: А ваши сыновья хотят пойти по следам отца, как, к примеру, это сделал Айрат - сын серебряного призера "Дакара 2007" Ильгизара Мардеева?
Чагин: Мой старший сын Вадим, а ему сейчас 21 год, профессионально занимается музыкой. У него великолепный слух, он учится в музыкальном училище, сам пишет мелодии и поет. Младший - одиннадцатилетний Игорь-- с раннего детства тянется к машинам, но автомобильный спорт его пока не прельщает. Я не хочу навязывать ему свое мнение, считаю, что человек должен сам себя найти в этой жизни. Если гонки его увлекут, я будут только рад. Если же он решит заниматься чем-то другим, я его тоже поддержу.
РГ: В минувшем году вы прокатились по стране с курсом лекций для студентов. Нынче собираетесь?
Чагин: Не откажусь, если предложат. Было очень приятно встретиться со студентами. Мне хотелось доходчивым языком на конкретных примерах рассказать о том, как идти по жизни вперед и добиться успеха. Думаю, такие встречи пошли на пользу не только мне, но и им.