Миллионы людей не осознают, как близок к нам теракт. Кажется, что он "где-то" - на Северном Кавказе, в метро, в аэропорту, - а он рядом с тобой. Как бы далеко ты ни находился.
В теракте в аэропорту Домодедово погибла молодой драматург Анна Яблонская (Машутина). Она летела к нам в редакцию журнала "Искусство кино", мы пригласили на награждение 15 сценаристов, победителей конкурса, из них 6 иногородних и иностранных авторов. Анна летела к нам из Украины, из Одессы.
Мы, знавшие, что победительница уже в Москве, задержали награждение почти на час. Только после церемонии стало известно, что Анна погибла. Ее самолет приземлился за 20 минут до теракта. У нее не было вещей, поэтому она очень быстро прошла контроль. На то, чтобы пройти место взрыва, требовалось 15 секунд. Но это были именно те 15 секунд, когда прогремел взрыв. Ей было 29 лет. Только после церемонии стало известно, что Анна погибла во время теракта. У нее остались муж и трехлетняя дочь.
Конкурс сценариев, который проводил наш журнал, был честным. Анна написала очень интересный сценарий "Язычники". Его героиня, девушка, потерявшая со всеми коммуникацию - с родителями, внешним миром, любимым, - попыталась покончить с собой, но осталась жива. И все вокруг изменилось. В сценарии прекрасно показано, как и почему - изменились родители, появилась молитва, сказался зов предков, зов крови... Сюжет сценария показывает, как все это вместе, а не что-то отдельное изменило жизнь. Человек висит во многих сетях. Но в центре всех изменений все-таки иное отношение к своему ближнему. Идет ли оно от родства, или от твоих религиозных представлений, или от гуманизма, но это внимание к ближнему, к тому, кто рядом - сыну, дочери, товарищу, соседу, - оказывается самым важным.
Анна - победительница трех международных фестивалей, умница, талантливый человек.
Я не мог смотреть телевизор, узнав о гибели Анны. Все думал, а что если бы мы по какой-нибудь причине сказали ей: "Не приезжай".
Но мы хотели познакомить ее с прессой, сценаристами, режиссерами, продюсерами, инвесторами. Мы хотели направить на нее свет.
У меня этот теракт из-за гибели Анны вызвал совершенно другое чувство, другое понимание опасности, ответственности и необходимости консолидации. Необходимости сохранения человеческих связей, которые у нас сегодня разрушены. Об этом пьеса Анны Яблонской.