Взрыв в Домодедово обнажил серьезные проблемы, на которые раньше не обращали внимания: раскоординированность служб, отвечающих за безопасность и, как следствие, отсутствие зоны ответственности. Сегодня профилактикой терактов на транспорте занимаются более 10 разных служб и органов, и разобраться, кто отвечает за безопасность на конкретном объекте, практически невозможно. Пути решения этой проблемы искали на внеочередном заседании Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы.
Любой аэровокзал делится на две зоны: входную и стерильную. После терактов 2004 года стерильные зоны были предельно усилены, и по качеству досмотра Домодедово - один из самых защищенных аэропортов в Европе. Входная зона, которую еще называют грязной, защищена довольно условно. По словам замминистра транспорта Андрея Недосекова, в день взрыва аэропорт работал в штатном режиме, а это выборочный досмотр при входе. Сотрудники милиции проверяли только тех, кого считали подозрительными. Сейчас, разумеется, режим усилен и введен стопроцентный контроль при входе, но проблема заключается в том, что формально досмотру подлежат только пассажиры: провожающие, таксисты и случайные посетители имеют право проходить мимо рамок. "Необходима нормативная база, которая бы легализовала этот досмотр", - подчеркнул замминистра. Его поддержал исполнительный директор аэропорта Домодедово Денис Нуждин: "На входе есть поток встречающих, провожающих и иных лиц, и мы не имеем права их досматривать". Впрочем, по его словам, введение полного досмотра для всех посетителей аэропорта положения не спасет: "На входе в аэропорт начнутся очереди, и люди в этих очередях сами могут быть подвержены террористической атаке. Есть примеры - Тушино в 2003 году, Рижская в 2004-м, когда мишенью становились не объекты, а массовое скопление людей".
Заместитель директора по безопасности аэропорта Шереметьево Леонид Любезный обратил внимание еще на два важных момента: "Службы безопасности аэропортов - это структурные подразделения коммерческих организаций. Кроме того, с точки зрения авиабезопасности все прописано в 104-м приказе минтранса, а права и обязанности сотрудников безопасности на входных группах не прописаны - их нет. Милиция может досматривать кого угодно, потому что она - милиция, а службы аэропортов - нет".
Замглавы Ространснадзора Владимир Черток поделился американским опытом: накануне он встречался со своим иностранным коллегой. По его словам, после 11 сентября 2001 года американцы полностью перестроили всю систему безопасности - сейчас в ней задействованы только госслужащие.Технические средства досмотра являются федеральным имуществом и даются аэропортам в аренду. А за безопасность на всех видах транспорта отвечает одна структура со смешанным государственно-частным финансированием.
Уже к середине заседания все участники пришли к выводу, что необходимо создавать некий единый орган, отвечающий за безопасность на транспорте. Это ведомство, с одной стороны, будет "крайним" после каждого теракта в этой сфере. С другой стороны, оно должно быть наделено очень серьезными полномочиями для предотвращения атак.
Председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев сообщил о еще одной мере, которая будет предложена законодателями в ближайшее время: в России будут введены цветные уровни безопасности. Для красоты проект назван "Закон о радуге". В зависимости от уровня террористической опасности будут вводиться цвета: в Америке, которая в этом случае взята за образец, они варьируются от зеленого до красного. Зеленый и синий не влекут за собой никаких серьезных действий, желтый является аналогом нашего усиленного режима, оранжевый ведет к особым мерам на границах, в портах и госучреждениях, а при красном объявляется общая эвакуация. Васильев подчеркнул, что принятие "Закона о радуге" - это непростой шаг для страны: "Это огромная ответственность оперативных работников. Люди не привыкли так работать". Стоит отметить, что именно в эти дни Америка заявила о намерении отказаться от цветовой индикации угроз.
Логическую черту под обсуждением подвел Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин: "Можно рассматривать план аэропорта и думать, как его охранять. Но мы этим не решим проблему терроризма. Надо думать не о том, где будет следующий теракт, а как сделать так, чтобы угроза террористических актов постепенно шла на убыль. Те же американцы приняли закон "О защите родной земли" и четко скоординировали работу спецслужб: идентификация, разведка, оперативная работа, слежение". По мнению Лукина, в России координация недостаточна и "Закон о радуге" заработает только тогда, когда будет нормальное взаимодействие всех служб, которые должны этим заниматься.