издается с 1879Купить журнал

В Москве открыт первый частный Музей русской иконы

31 января 2011

"Мы так торопились открыть музей, что забыли купить кассовый аппарат", - признался на пресс-конференции основатель частного Музея русской иконы Михаил Абрамов. Из чего следует, по-видимому, что вход в него - пока! - бесплатный.

Сергей Савостьянов

Зато не забыли подготовить толковую экспозицию на 2500 кв. метрах нового здания на Гончарной улице, объединившего два старых особняка. Здесь можно увидеть древние иконы XIV-XVII веков, старообрядческую молельню беспоповского согласия XIX века, найденную в Тверской области, раритетную коллекцию византийского прикладного искусства VI-XIV веков и совершенно невероятное для России собрание христианского эфиопского искусства из 2400 экспонатов.

Для него создан специальный зал, имитирующий пространство храма, высеченного в скале с росписями . В Эфиопии, между прочим, христианство приняли в IV веке - много раньше, чем в Северной и Восточной Европе и России.

Сделали небольшую иконописную мастерскую, где можно увидеть этапы создания иконы. Посмотреть, как мастер толчет специальным камнем "курантом" минерал для получения пигмента, как создает яичную основу темперы, как готовит доску.

Наконец, не забыли выпустить первый (из задуманных трех) том каталога собрания, описывающий произведения искусства периода до конца XVII века. Иначе говоря, новый музей, который продолжает традиции открытых для публики частных коллекций XIX века, сразу создавался по высоким современным профессиональным стандартам.

Это неудивительно, если учесть уровень научных консультантов - ими стали сотрудники Русского музея и Эрмитажа.

Собрание музея тем более впечатляет, что четыре тысячи экспонатов (из них русских икон - около 600) собраны за пять лет. Срок очень небольшой, если учесть, что, как правило, частные собрания, особенно древностей, формируются не одно десятилетие. Но поскольку Михаил Абрамов был сразу нацелен на создание музея, то он приобретал не только отдельные вещи, но и целые коллекции.

Например, уникальное собрание эфиопских раритетов, наряду с коллекцией русских икон, были приобретены в Германии у г-жи Эстер Микус. Ее муж Лотар Микус был одним из активных участников Общества любителей иконы, которое существует в Европе более полувека и объединяет около 500 коллекционеров разных стран.

"Мы собирали древнее русское искусство в 1960-1980-х годах, понимая, что в атеистическом государстве эти памятники могут погибнуть. Я очень рада, что обстоятельства изменились и эти вещи могут вернуться в Россию", - сказала Эстер Микус. Она привезла ему в дар Библию 1802 года с замечательными гравюрами.

Среди произведений, которые Абрамов очень хотел получить для своей коллекции, был старинный деревянный резной крест. На пресс-конференции он рассказал, что его разыскивали на всех аукционах, среди коллекционеров всего мира.

Наконец в прошлом году в одном из частных собраний Германии нашли то, что искали - резной крест XVI века с вырезанным на нем распятием Христа и клеймами святых. Каков же был шок, в том числе и у немецкого владельца, когда уже первичная научная экспертиза показала, что это экспонат музея-заповедника "Ростовский Кремль", похищенный в 1995 году. Он был внесен в каталоги и электронную базу Росохранкультуры.

Надо отдать должное Михаилу Абрамову - он не стал отказываться от креста, который так долго искал. Он сделал единственно возможное в данной ситуации - выкупил раритет XVI века, чтобы вернуть его в фонд Ростовского музея-заповедника.

Возвращение экспонатов в государственный музей - одно из неожиданных следствий процесса создания частного музея. Другое важное дело - сохранение старых частных коллекций. Распыление и исчезновение собраний после смерти владельца отнюдь не редкий случай. Это касается даже собраний, чья судьба вроде бы складывается благополучно.

Примером может послужить история коллекции Виктора Самсонова. Знаменитый петербургский собиратель иконы еще на рубеже 1980-1990-х пытался создать в Cеверной столице музей иконы. Он обивал пороги чиновных лиц с единственной просьбой - выделить под музей здание, остальное брал на себя. Но они остались глухи к просьбам Самсонова. После его гибели в 1990-х лучшая часть коллекции попала в Ханты-Мансийский музей.

Что касается остальных работ, то часть из них обнаружилась случайно в подмосковной церкви. Абрамов пригласил экспертов. Те ахнули, узнав работы из собрания Самсонова, которые были отданы на хранение в церковь. И начали с жаром уговаривать Абрамова купить остатки собрания.

В результате были спасены замечательные произведения искусства. В частности, икона XVII века "Богоматерь Одигитрия", подписанная Симоном Ушаковым, одним из знаменитых мастеров Оружейной палаты, стала одной из жемчужин собрания нового музея.

Эта история подтверждает то, что очень хорошо понимали и дальновидные священники, и хранители древностей уже в XIX веке. Для сохранения национального достояния нужна специальная институция - музей.

Так, в 1880-х годах архиепископ Ярославский и Ростовский Иоанафан поддержал музейное собирание памятников церковной старины и обратился к местному духовенству с просьбой "уступить музею предметы церковных древностей - рукописей, книг, крестов, икон, сосудов, где они будут тщательнее сохраняться, чем в церковных кладовых".

Пример создания Музея русской иконы показывает, что он нужен и коллекционерам. Музей делает публичными их находки и, наконец, он важен даже из соображений безопасности. И дело не только в охранной сигнализации и секьюрити.

Работа, внесенная в музейный каталог и электронную базу данных, если с ней, не дай бог, что-то случится, может быть объявлена в розыск через Интерпол. А значит, если и найдется безумный покупатель "меченой" вещи, он не сможет перепродать ее официально.

От создания Музея русской иконы выигрывают все: и собиратели, и государственные музеи, и церковь, не говоря уж о зрителях.