На юбилейный 40-й кинофестиваль в Роттердаме, который проходит с 26 января по 5 февраля, поехало несколько российских картин, таких, как "Кочегар" Алексея Балабанова, "Овсянки" Алексея Федорченко, "Счастье мое" Сергея Лозницы, "Перемирие" Светланы Проскуряковой… но в конкурсной программе участвует всего один фильм - "Громозека" режиссера Владимира Котта.
Зрители и киноманы знают двух режиссеров с такой фамилией. Александр Котт - родной брат Владимира - снял "Брестскую крепость" и много других картин. Владимир Котт уже "вышел на международный рынок" благодаря фильму "Муха", который получил первый приз на кинофестивале в Шанхае. Обозреватель "РГ" поговорила с Владимиром Коттом накануне его отъезда в Роттердам.
Российская газета: Как настроение перед поездкой?
Владимир Котт: Прекрасное, в ожидании встречи со зрителем, потому что это будет мировая премьера.
РГ: Планируется российский прокат "Громозеки", или фильм вначале проедется по фестивалям?
Котт: Прокат в России будет ближе к весне. А фестивальная судьба картины- это параллельная жизнь, которая не зависит от проката.
РГ: Я посмотрела фильм, рассказывающий о судьбе трех друзей детства - милиционера, врача и таксиста, и мне показалось, что в нем проявляется тенденция того, как меняется мужское кино. Уже в нем не бицепсы, оружие и схватки, а мужчины, которые не стесняются показать свои слабости.
Котт: Меняется не мужское кино, а сами мужчины. Точно подмечено, что вроде бы все персонажи - настоящие мужики, но при этом они слабые. Не стесняются плакать, страдать, переживать. И вот это чувство разорваности мира, и того, что все происходит не так… И я хочу вернуть мужчин-героев в их детство, в то время, когда они были счастливы.
РГ:…когда все вместе играли в группе под названием "Громозека"?
Котт: Да. Потому что они счастливы, когда поют. Вот этот всеобщий феномен караоке, когда люди - угрюмые, злые, офисные клерки, работяги - приходят и поют, или по-другому это называется, отрываются по полной - он освобождает людей. Вы посмотрите на их глаза в этот момент! И поют же они не современные песни, а, в основном, хиты прошлого.
РГ: Из вашей картины я не совсем поняла: герои поют до того, как мы узнали об их судьбах, или после?
Котт: Фильм не предполагает линейного повествования. У меня начало перепутано с концом специально. И финал открытый.
РГ: В прошлом году был популярен фильм "О чем говорят мужчины". Его герои тоже такие беззащитные, что ли. Можно еще привести в пример Гришковца, в частности, его картину "Сатисфакция". У него герой - рефлексирующий, размышляющий… И ваши персонажи… Может, мир перевернулся? Женщины борются за места в списке Форбса, а мужчины в это время страдают оттого, что их жизнь несовершенна.
Котт: Это вопрос некой инфантильности поколений. Когда мы жили в Советском Союзе, за нас все решала система. Программа у всех была одна. А когда в начале 90-х выплеснулась свобода, и каждый сам стал решать, как устроить свою жизнь, многие воспитанные в советской системе люди, разломались. Разучились совершать поступки. И мой фильм именно про это. Чтобы совершить поступок, нужно не просто сделать какое-то действие, необходимо жить по-другому.
РГ: Я тоже часто сталкиваюсь с инфантильностью людей старшего поколения…
Котт: Открою страшную тайну: таких большинство. Произошел не просто перелом эпох, но деформация личности. Люди "мутировали" в советское время. Они немножко были зомбированы тем, что за них все делали. Например, творческим работникам жилось прекрасно - написал две книжки, вошел в Союз Писателей, получил дачу… А сейчас эта система не работает. Творчество стало конкурентным продуктом. Мой отец в свое время работал в НИИ, который в 1991 году распустили. И он пошел на фабрику "Большевичка" торговать печеньем - развозить заказы, хотя не был приучен к такой жизни. Вот и у многих получилось несоответствие желаний и возможностей, когда говорят одно, делают другое, а думают о третьем.
РГ: Кто из трех героев фильма вам наиболее близок?
Котт: Врач. Каминский. Я бы сказал, он - мое микроальтерэго: брюнет, в очках, космополит. Но в каждом из остальных героев тоже есть что-то от меня.
РГ: А меня тронул "мент". Но не буду раскрывать сюжет. Скажите, вот в вашем фильме снималась Валерия Гай Германика, и у нее такой же образ, какой ей приписывают и в жизни - девчонки-оторвы. Вы специально это сделали?
Котт: Съемка моей картины велась до сериала "Школа", но после ее фильма "Все умрут, а я останусь". Может это сейчас и звучит странно, но мы с Валерией не только знакомы, но и дружны. Я ее попросил, и она снялась в "Громозеке" абсолютно бесплатно.
РГ: Главную женскую роль очень трогательно сыграла Евгения Добровольская, но у вас в картине также повзрослевший "Буратино" - Дмитрий Иосифов и "Красная шапочка" - Яна Поплавская, и "Электроник" - один из братьев Торсуевых…
Котт: В моей фильме снимались оба брата Торсуевы. Один - в самом начале, а второй - похожий на него, уже дальше…
РГ: И вы думаете, этот типично отечественный фильм будет понятен западному зрителю?
Котт: Я-то конечно снимал кино для нашего зрителя. И музыка из нашего недавнего прошлого, и персонажи - отсылы к нему, тот же Громозека. И вдруг оказалось, что это понятно не только нам. Сам факт отбора фильма на кинофестиваль в Роттердаме это подтверждает.
РГ: Но вы вообще, можно сказать, обласканы международными фестивалями.
Котт: Моя творческая судьба начинается с короткометражки "Дверь", которая на разных фестивалях получила очень много призов. Фильм "Муха" победил на шанхайском кинофестивале класса А. Таких всего 12 в мире и председателем жюри был Вонг Кар Вай. Однако это так, к слову, а в принципе я не рассчитываю на фестивальный успех, но при этом делаю авторское кино. В случае с "Громозекой", я сам и написал сценарий, и снял. И где еще показывать кино про себя, как не на кинофестивалях.
РГ: Видимо, еще проблема и в том, что российское кино не сильно-то и покажешь в кинотеатрах? "Муху" много ли видело? Хотя потом ее показали по телевизору.
Котт: Да, несколько раз. Более того, был неплохой прокат - для этого фильма 50 копий - очень хорошо, мы даже кассу собрали. DVD быстро раскупили и сейчас дисков уже не достать. Но тут же не стоит задача окупить. Нужно честно сделать свою работу, показать. И проблема уже не кино, а зрителя. Вот мне, например, неприятно, когда на мой фильм, даже на "Громозеку", пойдут с попкорном и колой… Для такого кино, как мое, существуют маленькие залы. И хорошо, что его не показывают много в больших кинотеатрах. Герои плачут, умирают, страдают, а в зале раздается хруст…. Конечно, мне могут возразить, мол, сделай так, переломи ситуацию, чтобы этот хруст исчез, чтобы люди перестали жевать попкорн на твоем сеансе. Но это же не аттракцион. Это - кино. Его надо смотреть в темном зале и в тишине.
РГ: Мне кажется, "Громозеку" хорошо бы посмотреть и по телевизору. Телеаудитория, похоже, его полюбит.
Котт: Канал НТВ уже купил права на фильм еще на стадии сценария. Так что, надеюсь, покажут.