Владимир Василёв - это половинка дуэта Наталия Касаткина - Владимир Василёв, который известен авторским балетным театром и спектаклем "Сотворение мира".
За годы совместной работы два этих имени настолько слились, что при их разделении невозможно даже сразу понять, о ком идет речь. Па-де-де Наталии Касаткиной и Владимира Василёва сложилось более полвека назад, на их счету - совместные международные награды, приглашения из театров с разных концов света.
Острое профессиональное зрение позволило ему раньше других высмотреть в кордебалете юную дебютантку Наталию Касаткину, умницу, красавицу и будущую королеву испанско-цыганских плясок. Из "модели" первых хореографических опытов Василёва она превратилась сначала в жену, а вскоре - в неизменного соавтора постановок.
Свой первый настоящий спектакль Касаткина и Василёв выпустили в 1962 году - и оказались прямо в эпицентре борьбы молодого поколения с признанными гениями. Бывший в то время главным балетмейстером Большого театра Леонид Лавровский сам был увлечен идеей воспитания смены. Но новые хореографы несли с собой не только новые сюжеты - их способ восприятия окружающего мира разительно отличался от "отцовского". Дебютом Касаткиной и Василёва, который инспирировал Лавровский, был балет "Ванина Ванини". Повесть Стендаля, соединяющая идеи революционной борьбы и любовную линию, вроде бы идеально продолжала линию, начатую "Ромео и Джульеттой" Лавровского - тот же "литературно-исторический" балет, та же Италия, тот же пуантовый классический танец.
Но линия разлома была болезненна: там, где Лавровский упивался исполинской мощью нарисованных в натуральный размер дворцовых интерьеров и "боттичелиевскими" костюмами, Касаткина и Василёв сосредотачивались на интимных дуэтах, из которых изгонялись обытовленные пафосные жесты ради мощной волны танцевального потока. Но официальное недовольство все же сосредоточилось на музыке Николая Каретникова, ровесника молодых хореографов. Так же, как несколькими годами позже первое в СССР обращение к "Весне священной", с энтузиазмом принятое молодым поколением артистов и восторженно - зарубежной прессой, прервало работу Касаткиной и Василёва в родном Большом театре.
Это трагическое событие обернулось главной профессиональной удачей хореографов: Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова заказал им балет "Сотворение мира", в главных партиях которого выступили Михаил Барышников, Ирина Колпакова и Валерий Панов. Спектакль, созданный по мотивам графического цикла Жана Эффеля, оказался гармоничным соединением музыки Андрея Петрова, изобиловавшей мягким юмором хореографии Касаткиной и Василёва и выдающихся исполнителей. Успех "Сотворения мира" обеспечил международное признание театра, он стал краеугольным камнем карьеры их выдающегося воспитанника Владимира Малахова - именно на партии Адама оттачивался его актерский дар. И даже если бы после "Сотворения" не было десятилетий активной работы, дуэт Владимира Василёва с Наталией Касаткиной оставил бы след в истории русского балета.