10.02.2011 00:25
    Поделиться

    В Якутске пройдет международный фестиваль, посвященный хомусу

    Якутия готовится принять участников и гостей международного фестиваля, посвященного одному из самых древних музыкальных инструментов.

    На этот праздник в столицу республики приедут с разных континентов около пятисот виртуозов-исполнителей и... кузнецов. Дело в том, что хомус (или варган, как его принято называть в Европе и Америке) - единственный музыкальный инструмент, который рождается на наковальне.

    Кузницы и кадры

    У мастера из села Октемцы Хангаласского района Ивана Христофорова сразу две кузницы. Войдя в любую из них, непосвященный может и не понять, куда попал, ведь ковка хомусов - дело деликатное. Кузнецы работают, что называется, на кончиках пальцев, а некоторые инструменты Ивана Ильича и вовсе можно разглядеть в деталях разве что под лупой.

    Недавно он сделал хомус сантиметровой длины, побив рекорд японского коваля, который смог изготовить инструмент длиной 1,8 сантиметра. Малютка, выполненная руками якутского Левши, звучит вполне по-настоящему. Для этого главную ее деталь, вибрирующий язычок, пришлось выковать из металла от часовой пружины.

    Иван Христофоров, как и подавляющее большинство его коллег в Якутии, - потомственный кузнец. Но как человек современный, к традициям предков относится творчески, не чураясь соединять древние технологии с последними достижениями науки и техники. К примеру, во всем мире мастера издавна ищут способы усиления звука. Техасские кузнецы даже начали приделывать к инструменту раструб, отчего варган стал похож на патефон. А Иван Ильич приспособил к хомусу электромагнитный резонатор - штучку незаметную, но очень эффективную.

    В свободное от создания музыкальных инструментов время мастер преподает физику в Октемском филиале Якутской государственной сельхозакадемии. Две, казалось бы, несовместимых профессии очень пригодились ему при подготовке кандидатской диссертации, посвященной исследованию звуковых частот национального инструмента.

    Мастеров, из рук которых выходят шедевры, в мире немного. Иногда они устраивают между собой состязания. Подобный конкурс будет организован и на предстоящем фестивале. Якутяне готовятся к нему очень серьезно - им есть что терять. Дело в том, что в 1991 году на подобном конкурсе, где лучшие в мире мастера представили свои варганы, три первых места безоговорочно были отданы жителям разных районов Якутии Реворию Чомчоеву, Роману Готовцеву и Петру Осипову.

    Ровесник пирамид

    Никто не знает, когда на земле впервые зазвучал варган. Одни исследователи считают, что этот инструмент - ровесник египетских пирамид, другие склоняются к тому, что он значительно старше. Самый древний варган из кости был найден на территории Монголии, и датируется он первым веком нашей эры.

    Не так давно японские археологи при раскопках извлекли из земли маленький, изъеденный ржавчиной кусочек железа. Плоскую удлиненную железяку изучали специалисты многих отраслей знания, но понять, для чего она предназначалась, не смогли. О находке случайно узнали исследователи из Якутии. И безошибочно определили: это варган, на котором играли в X веке нашей эры.

    А благодаря физику и кузнецу Ивану Христофорову удалось услышать, как звучал древний японский инструмент. Мастер сделал две реконструкции археологической находки. Одна сейчас хранится в Японии, вторая выставлена в экспозиции Музея хомусов народов мира в Якутске.

    Ныне в коллекции музея хранятся 1340 варганов. На стендах - экспонаты из 44-х стран. Как поясняют сотрудники музея, в давние времена на варгане играли на всех континентах. Сейчас же по-настоящему массовым этот инструмент является, пожалуй, только в Якутии. Здесь его можно найти едва ли не в каждом доме.

    Хомус для якутов был не только забавой, но и оберегом. И стоил соответственно. Историк Ксенофонт Уткин приводит любопытное сравнение. В XIX веке в хозяйстве богатого якута было не более 30 металлических изделий. При этом хорошую пилу можно было купить за рубль, топор - за полтора, а вот хомус стоил три рубля.

    Соло для варгана

    Виртуозы могут извлечь из хомуса любые звуки - от звучания гитары и крика кукушки до скрипа тормозов. Большинство музыкантов, выходя на сцену, настраиваются лишь на образ будущей мелодии. Остальное - импровизация. Причем это касается не только якутских исполнителей.

    - Традиции исполнительства на хомусе у многих культур идентичны, - считает президент международного центра варганной музыки Иван Алексеев. - Но каждой отдельной ее разновидности присуща индивидуальность, определяющаяся укладом жизни, образом мыслей и окружающей средой.

    Импровизации на тему родной природы, перемежаемые национальными мелодиями, - любимая тематика якутских музыкантов. Но все-таки классикой жанра как в Якутии, так и в других странах и регионах считается игра по нотам.

    В Западной Европе, особенно в Австрии, варган часто включают в состав оркестров, не говоря уже о всевозможных вокально-инструментальных группах. Благодаря широкому диапазону звучания, на нем можно играть вальсы, фокстроты, мазурки. Есть музыкальные композиции, сочиненные специально для этого инструмента. А живший в Якутии композитор Николай Берестов даже написал "Концертную импровизацию для хомуса с симфоническим оркестром". В ней скрипки почтительно замолкают, когда начинается соло на маленьком национальном инструменте.

    Подлинных виртуозов игры на варгане немного. А официального признания в России удостоился и вовсе только один человек. Во время приезда в Якутию Бориса Ельцина солист Якутской государственной филармонии Петр Оготоев так очаровал первого президента страны своей игрой, что тот немедля приказал: "Наградить!". И вскоре подписал указ о присвоении музыканту почетного звания "Заслуженный артист Российской Федерации".

    Компетентно

    Николай Шишигин, директор Музея хомусов народов мира:

    - Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В прошлом году уникальную коллекцию нам передал самый, пожалуй, известный варгановед, американец Фредерик Крейн. Совсем недавно инструменты 27 народов мира подарил музею наш давний друг Валерий Брунцев, проживающий в Новосибирске.

    Коллекционеры знают, что в Якутии к бесценным реликвиям будет особое отношение. Ведь это единственный регион в мире, где варган является массовым народным инструментом. Если остановить на улице Якутска несколько случайных прохожих, то у кого-нибудь из них непременно обнаружится в кармане хомус, уложенный в аккуратный футлярчик, а то и просто подвешенный на шнурке на шее.

    Не менее семи тысяч жителей республики не просто владеют хомусом мастерски, но и обладают опытом сценических выступлений. Если же иметь в виду игру для себя, для души, то надо говорить о десятках тысяч человек, причем совсем не обязательно коренных национальностей.

    Сегодня хомус - просто музыкальный инструмент с негромким приятным звучанием. В старину же он имел разные предназначения. К примеру, в русской армии (да и в армиях некоторых других государств) варган использовался как военный инструмент. Накануне битвы перед строем выступали специальные варганные группы. Ритмичные звуки настраивали воинов на бой.

    А якутские шаманы нашли хомусу совершенно противоположное применение - с его помощью они лечили людей от различных хворей, в том числе таких серьезных, как болезни сердца. Самое интересное, что современная медицина подтвердила лечебные свойства маленького инструмента. Установлено, что вибрации, посредством которых хомус издает звуки, благотворно влияют на нервную систему играющего, снимают стрессы. Якутские врачи и сейчас рекомендуют землякам заниматься "хомусотерапией".

    Ознакомиться с экспозицией Музея хомусов народов мира можно по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 33.

    Поделиться