Федеральная налоговая служба разрешила многолетний спор между предпринимателями и налоговыми инспекциями по вопросу размера ставки налога на добавленную стоимость (НДС), применяемой при реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров (письмо ФНС России от 01.02.2011 N КЕ-4-3/1420@).
Эксперты считают, что данное письмо имеет большое значение для тех, кто ввозит и реализует в РФ импортные продукты, так как разъясняет применения 10-процентной ставки НДС.
"До появления такого письма существовал многолетний спор между налогоплательщиками и налоговыми органами: какую ставку применять при реализации импортных товаров, - пояснила Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам". - Причина его возникновения была в неудачных формулировках наименований перечней кодов видов продовольственных товаров. Эти формулировки были утверждены в двух перечнях кодов видов продовольственных товаров более шести лет назад в постановлении правительства РФ от 31.12.2004 N 908".
Налоговые органы, по словам эксперта, трактовали, что перечень N 1 подлежит применению при реализации товаров на территории РФ, а перечень N 2 - только при ввозе товаров на территорию России. Это приводило к тому, что один и тот же импортный товар мог при ввозе облагаться по ставке 10%, а при дальнейшей реализации на территории нашей страны - по ставке 18%.
Высший арбитражный суд РФ в 2009 году рассмотрел этот спор по размеру ставки налога на добавленную стоимость между налогоплательщиком и налоговым органом и вынес Постановление от 03.11.2009 N 7475/09, которое в целом было не в пользу налогоплательщика.
"Данное письмо ФНС содержит иную позицию, чем ВАС РФ, - отметила Кира Гин-Барисявичене. - Главный вывод, который можно сделать из письма ФНС России, в следующем: Перечень N 2 и коды ТН ВЭД применяются не только при ввозе, но и при дальнейшей реализации продукции на территории России. Перечень N 1 применяется только для отечественных товаров. Таким образом, налоговые органы неправильно трактовали нормы Налогового кодекса и Постановление правительства РФ N 908. Поэтому все предприниматели, которые переплатили налоги в результате неправильного применения налоговой ставки по вине налоговиков, вправе произвести перерасчет уплаченного налога и вернуть излишне уплаченный налог из бюджета".
По мнению эксперта, на общем фоне роста налогов, акцизов для предпринимателей, занимающихся импортом продуктов, это разъяснение ФНС стало позитивной точкой в многолетнем споре по ставке НДС.
Данный порядок ФНС рекомендуем применять с 1 апреля 2011 года. В случае применения до указанной даты иного порядка определения размера ставки налога перерасчеты не производятся только в случае, если импортному товару присвоен правильный код ОКП.
Кстати, ФНС также напомнила, что с 1 января 2011 года вступили в действие нормы Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ, в соответствии с которым ответы на обращения граждан и предпринимателей могут направляться не только на бумажном носителе, но и по электронной почте.
Чтобы получить необходимую информацию, заявители могут обратиться в электронном виде с помощью интернет-сервиса "Обратиться в ФНС России", заполнив необходимые данные о себе и вложив файл обращения в специальную форму. Теперь в заполняемой заявителем форме добавлено новое поле "Как направить Вам ответ", которое может принимать одно из следующих значений: "По почте (в бумажном виде)" или "По E-mail (в электронном виде)".
Если в интернет-обращении будет выбрано значение "По почте (в бумажном виде)", ответ заявителю будет направляться почтовой связью. Если будет выбрано значение "По E-mail (в электронном виде)", ответ заявителю будет направляться по электронной почте в виде сканированного файла ответа с подписью должностного лица, исходящим номером и датой регистрации. Как отмечают в ФНС, возможность использования электронной почты повышает оперативность получения ответа заявителем и соответствует нормам законодательства РФ.