Министерство образования предложило новые образовательные стандарты для вузов. Двухуровневая Болонская модель (бакалавриат и магистратура) теперь вводится во всех высших учебных заведениях страны. Чтобы узнать, какие перемены произойдут в высшей школе, корреспондент "РГ" отправился в ведущие вузы Курской области.
Работодатель нам поможет?
В коридорах курских вузов царит веселое оживление. Студенты явно не волнуются: большинство из них закончит обучение по "обкатанным" программам, а в эксперименте предстоит участвовать уже следующим поколениям школяров.
А вот у экспериментаторов сейчас горячая пора. С 1 февраля в курских вузах стартовала новая приемная кампания, и при подготовке к ней педагогам пришлось выступить в роли разработчиков принципиально новых образовательных программ на основе государственных стандартов третьего поколения (ФГОСов).
Свободу творчества преподавателям предоставили достаточную: по словам проректора по учебной работе Курского государственного университета Владимира Захарова, федеральные стандарты определяют только 60 процентов содержания вузовских курсов. Остальные 40 каждый из них должен разработать самостоятельно, исходя из особенностей регионального рынка труда и собственного опыта подготовки специалистов.
- Наш университет одним из первых в стране разместил на своем сайте пакет документов и новые образовательные программы для приемной кампании 2011 года, - рассказывает профессор Захаров.
По его словам, основная проблема, с которой пришлось столкнуться вузу при их разработке, - отсутствие по многим направлениям подготовки министерских стандартов - основы, на которой вырастает образовательная программа.
Вторая трудность, с которой столкнулся КГУ при создании новых программ, по словам проректора, - сотрудничество с работодателями. Идея ФГОСов подразумевает тесное взаимодействие с практиками, которые должны подсказать оторванным от рынка труда теоретикам высшей школы, какой именно профессионал нужен для той или иной отрасли.
- Загвоздка в том, что в Курской области, как и в России, нет традиций диалога между вузом и работодателем, - говорит Владимир Захаров. - Зачастую представители предприятий и организаций могут эмоционально рассказать, что мы готовим не тех специалистов, но объяснить, какого именно выпускника они хотели бы увидеть, к сожалению, получается не у всех.
Тем не менее специалистам КГУ, по его мнению, все же удалось провести ряд конструктивных "круглых столов" с представителями банков, страховых и юридических фирм, судебной системы, крупных региональных бизнес-корпораций и учесть высказанные работодателями предложения при составлении новых программ.
Меньше слушай, больше делай
Еще одно требование реформы - не менее 10 процентов практиков в роли преподавателей.
- Меняется сама философия высшего образования, а вместе с ней - и роль преподавателя. Теперь он не носитель информации, а, скорее, инструктор, и прежняя педагогическая установка "слушай-запоминай" меняется на новую - "делай как я", - объясняет проректор по учебной работе Курского государственного медицинского университета Александр Конопля.
Медицинский университет, по словам Александра Ивановича, сейчас также активно создает новые образовательные программы. Однако сделать это так быстро, как хотелось бы, получается не всегда.
- Для нас ситуация осложняется тем, что наши учебные программы утверждаются не только министерством образования, но и минздравом, - поясняет проректор. - Поэтому на сегодняшний день они разработаны по четырем из 14 направлений подготовки. К марту-апрелю ситуация, думаю, прояснится и по остальным специальностям. Однако с 1 сентября мы, как и другие вузы, вероятнее всего, будем учить по-новому только первый курс. Для остальных, думаю, программы подготовить не успеем.
Курский стандарт
Преподаватели Курской государственной сельскохозяйственной академии тоже находятся в поиске новых образовательных решений.
- Работа со стандартами третьего поколения у нас идет полным ходом, по 19 направлениям подготовки основные образовательные программы подготовлены и размещены в локальной сети, по трем - пока нет в связи с отсутствием министерских стандартов, - рассказывает проректор по учебной работе КГСХА Владимир Серебровский.
На вопрос, помогут ли инновации образовательного процесса увеличить набор на машиностроительные и инженерные специальности, где в последние годы в сельхозакадемии наблюдается недобор, проректор отрицательно качает головой.
- Необходимо понимать, что проблема недобора на этих факультетах связана с нежеланием выпускников переезжать в сельскую местность, - объясняет Серебровский. - Решить ее можно только на уровне региона, создавая экономические стимулы и социальные условия для жизни молодых специалистов на селе.
Основная задача преподавателей при разработке новых программ, по его словам, - не потерять накопленный положительный уровень подготовки выпускников и использовать его в новой образовательной системе, аккумулировав в программах для бакалавров.
- Мировой опыт говорит, что примерно 80-85 процентов студентов заканчивают образование на уровне бакалавриата и не идут в магистратуру, - говорит проректор. - Поэтому наша основная задача - подготовить за четыре года грамотных специалистов, которые бы не уступали по уровню тем, кто раньше учился на специалитете в течение пяти лет.
Пока руководство вузов работает во взаимодействии с министерством, преподаватели ломают голову над формой и содержанием будущих курсов. Вместо традиционных лекций и семинаров им предстоит осваивать интерактивные формы обучения: ролевые игры, диспуты и мозговые штурмы. Новые образовательные стратегии предполагают и интенсивное использование новых технологий, что пугает многих пожилых преподавателей, большинство из которых так и не перешло с компьютерами на "ты".
Молодые преподаватели тоже выражают свои опасения.
- Образовательный процесс становится более технологически сложным, но вот станет ли более качественным - большой вопрос, - говорит Анна, не пожелавшая представиться полностью. - Не исключен вариант, что все, что мы сейчас разрабатываем, - останется на бумаге, а учить будем всех по-старому. Но даже если этого не случится, переход на новую систему будет небезболезненным. Ведь большинство преподавателей пока не понимают, как будут работать с 1 сентября.
Дмитрий Ендовицкий, ректор Воронежского государственного университета:
- Переход на двухуровневую систему высшего образования - главная новация 2011-2012 учебного года. Для большинства вузов, и Воронежская область не исключение, это серьезная головная боль. Наш университет, впрочем, ждет обыденная, рутинная работа, ведь мы начали осваивать новую систему загодя - вступив в эксперимент вторыми в России после МГУ. Еще в 1992 году ввели ряд учебных программ бакалавриата и магистратуры. Подтолкнула сама жизнь. В 1970-е годы ВГУ вместе с двумя десятками других вузов стал центром подготовки иностранных учащихся, что заставило нас интегрироваться с европейской системой высшего образования. Позднее она была институционализирована Болонской декларацией, и к тому времени мы накопили хороший опыт.
К переходу на двухуровневое обучение готовы все факультеты ВГУ, профессорско-преподавательский состав и студенты. Сформировано 42 направления подготовки бакалавров и магистров (специалитет остался лишь на "Фармации"), переработаны все учебные программы. Не первый год сотрудничаем с объединениями работодателей - например воронежским отделением Российского союза промышленников и предпринимателей. В магистратуре у нас даже больше требуемых десяти процентов преподавателей-практиков…
Новая система ориентирована на потребности рынка. За четыре года человек получает базовое образование, а затем либо завершает обучение (в мире эта практика более распространена), либо смотрит, где и какие профессиональные компетенции востребованы, и исходя из приоритетов трудоустройства выбирает программу в магистратуре. Можно выбрать направление подготовки, совершенно отличное от базового. Кстати, для получения второго высшего образования в ВГУ все больше людей идет именно в магистратуру.