17.02.2011 10:15
    Поделиться

    Очередь на социальные квартиры в Екатеринбурге движется в обратную сторону

    В "Российскую газету" обратилась пенсионерка Людмила Андреевна Серегина. Она попросила разобраться, почему ее сын-афганец "кочует" в очереди на муниципальное жилье с места на место.

    Прокурорский дозор

    Людмила Андреевна рассказала, что Павел Серегин, воевавший в Афганистане, в октябре 1995 года был поставлен в очередь на получение жилья в Екатеринбурге как ветеран боевых действий. Она утверждает, что в 2009 году в "ветеранском" списке он был девятым, а теперь перекочевал аж на пятьдесят девятую строчку. Но документально подтвердить это она не может. Зато у пенсионерки есть два письма из жилищного комитета, полученные с разницей в месяц. В первом из них сообщают, что место ее сына в общей очереди - 1134, а во втором пишут, что оно уже 1136. Почему очередь движется в обратную сторону? - вопрошает Людмила Андреевна.

    В комитете по жилищной политике администрации Екатеринбурга нам объяснили: так происходит потому, что в начало реестра время от времени перемещаются инвалиды, представившие справку о том, что они имеют право получить жилье вне очереди. Муниципалитет здесь руководствуется статьей 57 Жилищного кодекса РФ.

    Проверить, на самом ли деле перекочевавшие вверх по реестру инвалиды имеют право на внеочередное получение квартиры, нам не удалось. Муниципальные власти не предоставляют личные дела очередников никому кроме надзорных органов.

    А вот городской прокурор может и должен по заявлению очередника проверить, справедливо ли того отодвинули в очереди и не нарушены ли его права. Если окажется, что интересы льготника действительно ущемлены, прокурор будет защищать их перед судом. Эта схема уже отработана на опыте. Некоторое время назад в городе Лесном был подобный судебный процесс. Городская администрация по ошибке ли, умышленно ли исключила ветерана боевых действий из списков очередников на получение квартиры. Он обратился за помощью к прокурору. В итоге суд обязал администрацию восстановить ветерана в очереди.

    Как нам сообщили в пресс-службе областной прокуратуры, несоблюдение хронологической последовательности при формировании списков очередников и предоставление неполного пакета документов в фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, который выделяет жилье, - это типичные нарушения, которые допускают муниципалитеты.

    Слившиеся очереди

    Корреспондент "РГ" попытался понять, что все-таки происходит с этими очередями на жилье в последние годы и могут ли как-то заинтересованные граждане сами следить, сколько квартир и кому конкретно было выделено за квартал, за год, за пять лет...

    Первый вопрос прояснился достаточно быстро. Оказалось, что до 2006 года существовало две очереди - "ветеранская" и "инвалидная". В 1995 году были приняты федеральные законы "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов", в которых как раз и было обозначено право этих незащищенных слоев населения на получение бесплатного жилья. Однако деньги под продекларированную программу нашлись значительно позже. Финансирование строительства жилья для ветеранов войны и боевых действий началось только в 2001 году. Об инвалидах же вспомнили еще через пять лет. Как раз тогда, в 2006-м, и объединили две очереди в одну. Получается, что инвалиды от этого нововведения выиграли: на строительство жилья для них наконец-то стали выделять хоть какие-то деньги. А вот ветераны, видимо, проиграли.

    Порядковый номер человека в едином реестре зависит от даты постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Так вот, большинство ветеранов, как и Павел Серегин, - афганцы. Они вставали в очередь в начале 90-х. Когда создали единый реестр, перед ними оказались десятки инвалидов, которые ждут квартиру еще с семидесятых. Теперь посчитаем. Когда "ветеранская" очередь еще существовала сама по себе, выделялось по 20-30 квартир в год. Если бы так было и сегодня, то ветеранов боевых действий обеспечили бы заветными квадратными метрами примерно через 13 лет. А все, кто в данный момент состоит в едином реестре, получат свои квартиры, по нашим подсчетам, лет через 16. И то лишь в том случае, если финансирование этой сферы останется на нынешнем уровне. Муниципальным чиновникам в этой ситуации остается только разводить руками.

    Мы не знаем, когда Серегин получит квартиру. По указу президента какие-то подвижки начались только в отношении ветеранов Великой Отечественной войны. До афганцев власти пока не добрались.

    Сам себе ревизор

    Поиск ответа на второй вопрос, которым мы задались - могут ли очередники контролировать, сколько квартир выделяется и кому, - привел к весьма спорным результатам. Депутат областной Думы Владимир Коньков, в свое время плотно занимавшийся проблемой распределения социального жилья, говорит, что едва ли не единственный выход из сегодняшней "темной" ситуации - организация жесткого народного контроля. Общественность, в первую очередь сами очередники, имеет право знать, сколько квартир и кому конкретно было выделено, считает он.

    Однако Елена Белюсова, начальник отдела жилищных программ и проектов комитета по жилищной политике екатеринбургской мэрии, придерживается другого мнения. Она считает, что достаточно и тех проверок, которые проводят прокуратура и счетная палата.

    - Каждому заинтересованному лицу выдавать список тех, кто получил квартиры, мы не имеем права, потому что фамилии, имена, отчества - это тоже персональные данные, разглашать их нельзя, - говорит она.

    Отговорки от лукавого

    Верно ли то, что говорит чиновник? Мы обратились за разъяснениями к юристу Владимиру Анненкову. Действительно, доля истины в словах Елены Белюсовой есть, считает он. Распространять персональные данные человека нельзя без его согласия. Однако закон вовсе не исключает возможности разглашения таких данных, а следовательно, вполне возможен и народный контроль.

    Все, кто стоит в очереди на получение жилья, априори заинтересованы в том, чтобы распределение было прозрачным. Поэтому очередники могут прийти в жилищный комитет и написать заявление, что не возражают против обработки своих персональных данных (конкретно имени и фамилии и ничего больше) в целях составления открытого списка получивших жилье. Если такие заявления подадут все очередники, у чиновников не останется ни малейшего аргумента, оправдывающего их игру "в темную". И они будут обязаны предоставить по запросу пофамильный список тех, кто за конкретный период получил квартиры. Конечно, такую акцию проще осуществить в небольшом городе или в поселке. Наверняка сотрудники жилищных комитетов будут изо всех сил сопротивляться натиску очередников, будут придумывать отговорки, чтобы не принять заявления. Однако такая тактика даст хоть какую-то возможность самим очередникам контролировать честность выделения государственных квартир.

    Как у соседей

    По словам директора департамента муниципальной собственности Ханты-Мансийска Натальи Дунаевской, на 1 января текущего года в очереди на получение жилья стоит 189 человек.  За последние два года лишь 13 очередников (12 инвалидов и 1 ветеран боевых действий) получили жилье по социальному найму.

    Гражданский контроль за соблюдением законности распределения социального жилья ведет общественный совет при главе города, в который входят 20 представителей некоммерческих и профсоюзных организаций. Его заседания проходят 2 раза в год. Помимо этого, мэра и представителей профильного департамента общественные организации часто приглашают на свои собрания, чтоб услышать ответы из первоисточника.

    Подготовила Людмила Мальцева

    На заметку

    Если вас незаконно не включили в очередь на получение социального жилья или сместили в этой очереди не в вашу пользу, обращайтесь с письменным заявлением в городскую прокуратуру. Чем больше доказательств своей правоты (справок, выписок, официальных ответов от муниципалитета) вы представите, тем больше вероятность того, что суд примет вашу сторону.

    Помогут разобраться в жилищном вопросе и в аппарате уполномоченного по правам человека Свердловской области. Там вам расскажут, на что вы можете рассчитывать в том или ином споре о социальном жилье.

    Между тем

    По действующему закону "О ветеранах" жилье за счет федерального бюджета получат только те ветераны боевых действий, кто встал в очередь до 1 января 2005 года. Эта норма противоречит Конституции РФ: нарушает право тех ветеранов, кто по каким-то причинам не успел собрать нужные документы до указанного срока. Так посчитал уполномоченным по правам человека Калужской области Юрий Зельников и обратился в суд. Тот подтвердил, что ветеран, не зафиксированный в списках на получение жилья до 1 января 2005 года, имеет право на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. В итоге его включили в список очередников. Решение калужского суда было единичным, какую позицию примет другой суд в подобном деле, неясно. Изменить ситуацию может Конституционный суд РФ, который вправе признать норму закона неконституционной. Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека Свердловской области, намерена ходатайствовать перед своим федеральным коллегой, чтобы он обратился в Конституционный суд.

    Поделиться