Этого высокого, элегантного человека очень хорошо знают искусствоведы, работники музеев, а также те, кто занимался серьезными финансовыми вопросами в советские времена. Когда-то, вскоре после окончания Второй мировой войны, он, тогда еще совсем мальчик, вышел из болгарской тюрьмы...
Его отец, потомок великого князя Рюрика Новгородского, Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский, представитель одного из самых славных родов России, находился в то время в тюрьме в Софии. Мать, Ирина Васильевна Вырубова, дочь известного земского деятеля, в годы Гражданской представителя адмирала Колчака за рубежом, также была в застенке. Попали они туда за попытку нелегального перехода греческой границы - террор против всех "белобандитов" на территории коммунистической Болгарии был жесточайший.
О жизни Никиты Дмитриевича можно было бы снять многосерийный фильм - получился бы ничуть не менее интересным, чем "Лоуренс Аравийский". Оксфорд, где студент Лобанов увидел выставку, посвященную Дягилевским сезонам. Выставку, которая определила всю его жизнь, - так он был зачарован русским искусством. Затем последовали Геологический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, работа в Южной Америке. Потом - карьера финансиста, пост вице-президента банка "Уэллс Фарго" в Сан-Франциско - там Никита Дмитриевич заведовал европейским, африканским и ближневосточным отделами. И почти десять лет он занимал должность старшего вице-президента Международного банка финансов и ресурсов в Лондоне.
Но была в его судьбе "одна, но пламенная страсть" - собирание произведений русских художников, оказавшихся за границей. Сегодня, когда изданы огромные каталоги, когда выставка "Русское театрально-декорационное искусство1880-1930-х из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина стала событием в истории русской культуры, равносильным знаменитой выставке портретов, организованной Сергеем Дягилевым в Таврическом дворце в 1905 году, когда в России опубликованы десятки статей и интервью, посвященных Лобанову-Ростовскому, не перестаешь удивляться феномену этого поразительного человека.
Причем Лобанов очень мало напоминает коллекционеров, "гребущих" исключительно для себя. Он все время устраивает выставки, дает интервью, публикует статьи о русских художниках, материалы по истории своего знаменитого рода, где, к примеру, были и близкий друг Лермонтова, и ведущие государственные деятели России. Работы, подаренные им, хранятся и в ЦГАЛИ, куда он еще в разгар застоя привез архив Сергея Судейкина, и в ГМИИ имени А.С. Пушкина, и в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве - туда князь преподнес в дар чудесный портрет легендарной Саломеи Гальперн работы Александра Яковлева. Список продолжать можно очень долго.
И вот вышел огромный, в 584 страницы, великолепно оформленный том "Никита Д. Лобанов-Ростовский. Эпоха. Судьба. Коллекция". Более 600 иллюстраций. Биография автора, биографии предков и родных, воспоминания о тех, с кем он сталкивался на дороге жизни, - художниках, коллекционерах, чиновниках, эмигрантах. Приведены статьи Никиты Дмитриевича в прессе, рецензии на его выставки и книги, много внимания отдано его переписке с учреждениями. Мы видим ту неустанную борьбу, которую он вел за создание Музея личных коллекций и которую ведет сейчас за появление в России Национальной портретной галереи.