21.02.2011 00:30
    Поделиться

    В результате уличных боев в Ливии погибли несколько сотен человек

    Не исключено, что уже в ближайшие дни цены на нефть поднимутся до заоблочных высот. Виноваты в этом два ключевых экспортера "черного золота" - Бахрейн и Ливия.

    В этих государствах практически одновременно 14 февраля начались народные волнения. Правда, на этом фактические сходства и заканчиваются.

    В Ливии все выходные шла настоящая война между все еще подконтрольными управляющему страной в течение 42 лет Муамару Каддафи спецподразделениями и народным ополчением. Главным эпицентром боевых действий в последние два дня был второй по величине город Бенгази. По словам очевидцев, на улицах стоят сгоревшие танки, над домами летают вертолеты, которые накрывают ракетными залпами позиции митингующих, очевидно перешедших от тактики мирного неповиновения к захвату власти вооруженым путем.

    А ведь речь идет о государстве с самыми большими запасами нефти во всем Североафриканском регионе. Правда, до сих пор миллиарды от продажи ливийского "черного золота" почти не доходили до простых ливийцев. Более трети из почти семимиллионного населения страны живет за чертой бедности. Безработица составляет почти 30 процентов. Наиболее бедным считается восток Ливии. Как раз там и вспыхнуло народное восстание. Первым под контроль оппозиции еще в пятницу перешел небольшой город Эль-Байда на северо-востоке страны.

    Там же были зафиксированы первые случаи перехода на сторону митингующих военных и полицейских. Затем волна беспорядков докатилась и до расположенного неподалеку Бенгази. Но на этот раз Каддафи решил без боя не сдавать свои позиции.

    Первые немногочисленные данные об убитых стали поступать из Бенгази в пятницу. А в субботу военным был дан приказ растрелять траурную процессию. Приказ был выполнен с особым рвением. Спустя несколько часов число жерт уже перевалило за 200. Еще более тысячи человек с тяжелыми ранениями доставлены в местные больницы. "Это сущий ад, - цитируют мировые информагентства слова ливийского врача с места событий. - К нам доставляют людей в пулевыми ранениями в голову. Кругом слышна стрельба. У некоторых сломаны руки и ноги".

    Другие свидетели утверждают, что все чаще войска используют крупнокалиберные пулеметы. "В городе царит полный хаос, - заявил один из митингующих. - Но у нас нет выбора. Мы страдаем в течение 42 лет, хватит, надоело!"

    Тактика Каддафи понятна. В стране, где политическая ситуация не очень отличается от северокорейской, в принципе нетрудно усмирить толпу любых размеров, просто ее уничтожив. Так и поступают верные своему главнокомандующему элитные спецотряды. Идет планомерная кровавая зачистка районов Бенгази. Только вот чем больше трупов будет лежать на улицах ливийских городов, тем активнее на сторрону оппозиции будут переходить все новые военные части и полицейские подразделения. Иначе из Бенгази не приходили бы сообщения о сгоревших танках. Нет сомнений, что толпа уже хорошо вооружена и крайне опасна для режима Каддафи.

    В воскресенье полностью спокойной была обстановка только в ливийской столице. Там весь день проходили немногочисленные митинги в поддержку правительства. Что происходит в остальных уголках страны, пока сказать трудно. Интернет в Ливии полностью отключен еще с субботы. Журналисты, которые пытались по спутниковым телефонам рассказать миру о ливийских волнениях, бесследно исчезают один за другим. "Отсутствие телекамер, однако, не означает, что действия ливийского правительства будут вне внимания мирового сообщества", - заявил вчера глава МИД Великобритании Уильям Хейг. Иными словами, если бойня продолжится, то не исключено, что против Ливии в ближайшие дни могут быть введены самые жесткие международные санкции.

    Сколько дней и ночей осталось продержаться ливийской оппозиции, пока неясно. А вот в Бахрейне, похоже, у митингующих наступили вполне вольготные времена для выражения своего недовольства правительством. Считающийся реформатором наследный принц Сальман бен Хамад Аль Халифа не только вывел войска с Жемчужной площади, где четыре дня назад военные стерли с лица земли палаточный городок оппозиции, не только сел за стол переговоров со всеми политическими силами, но и разрешил народу вволю митинговать.

    Этим разрешением тут же воспользовались более сорока тысяч человек. С субботы они вновь оккупировали Жемчужную площадь и не собираются ее покидать до тех пор, пока не будут выполнены все их требования. Причем если до ликвидации палаточного городка у митингующих шиитов были исключительно экономические упреки к сунитсткому правительству, то теперь оппозиция "созрела" до требований о свержении с престола короля Бахрейна. Но только мирным путем. Пока мирным.

    прямая речь

    Майк О Рейли,

    заместитель редактора газеты "Галф ньюс":

    -Ночью с пятницы на субботу в медицинском комплексе "Сульмания" в столице Бахрейна я наблюдал десятки раненых людей, сжимающих истекающие кровью раны, с окровавленными лицами, текущими от слез глазами, бьющихся в конвульсиях от слезоточивого газа, корчащихся от боли и пуль в конечностях. "Мы в шоке, наша больница переполнена", - признался мне один молодой доктор спустя час после того, как сюда доставили десятки раненых с площади. Силы безопасности открыли огонь без предупреждения, используя слезоточивый газ.

    Я говорил с одним молодым человеком. Рентген показал пулю в кости его правого бедра. "Мы собирались молиться, когда началась стрельба. Не было никакого предупреждения. Я видел, что люди упали. Это был хаос", - признался раненый. Он попытался убежать, но его настигла пуля. "Я снова вернусь на площадь", - признался парень.

    В воскресенье я направился к эпицентру событий. Проволочные ограды установлены на всех подходах к Жемчужной площади столицы. На каждом перекрестке, ведущем к центру города, группируются команды полицейских в бронежилетах и шлемах, вооруженные оружием с резиновыми пулями и слезоточивым газом. На широких шоссе припаркованы синие бронетранспортеры с солдатом в каждой башенке, сжимающим автомат.

    "Могу я сделать снимок, - спросил я одного полицейского. Он не говорил на английском языке. Я поднял свою камеру, чтобы сделать снимок и тут же на меня закричали. Я не говорю на арабском языке, но я быстро понял команду, тон и жесты полицейского. Не будет никаких фотографий".

    Подготовил Максим Макарычев

    Между тем

    В воскресенье несколько тысяч человек в центре крупнейшего в Марокко города Касабланка приняли участие в акции протеста. Их требования: политические реформы и ограничение полномочий короля. Демонстранты на площади скандируют: "Свобода, достоинство и справедливость!".

    Поделиться