21.02.2011 14:07
    Поделиться

    Галина Умпелева: Талант как выигрыш в лотерею

    За выдающийся вклад в развитие театрального искусства главной театральной премии страны - "Золотая Маска" - удостоена народная артистка России Галина Умпелева. Это вторая "Маска" Свердловского драмтеатра, первую получил в 2002 году главный художник Владимир Кравцев за сценографию "Ромео и Джульетты" в постановке Николая Коляды. Галина Умпелева служит в Свердловском академическом театре драмы с 1968 года, сыграла более 150-ти ролей, активно занята в текущем репертуаре. Регалий у нее достаточно: неоднократный лауреат областного конкурса "Браво!", лауреат премии губернатора Свердловской области...

    Российская газета: Какие награды для вас наиболее значимы?

    Галина Умпелева: Я кавалер ордена Почета - согласно указу, подписанному Владимиром Путиным в 2004 году. Какие-то еще есть регалии, но все это не настолько важно. Для меня все равно главным остается моя профессия. Я - актриса.

    Честно признаться, "Маски" я не ожидала. Эта награда для меня полнейшая неожиданность, сюрприз. И я считаю, что она не только моя: если бы режиссеры не верили в меня, если бы мне не попадались сильные, яркие партнеры - и меня бы не было, естественно.

    РГ: Вы довольны своей творческой судьбой?

    Умпелева: Боже мой, мне просто грех жаловаться. Дают работу - и я ее делаю.

    РГ: А вроде бы вы сетовали, что вам так и не удалось сыграть Пиаф...

    Умпелева: Мало ли что не удалось. Зато многое удалось.

    РГ: Какую-то свою роль вы определяете как вершину?

    Умпелева: Я очень люблю драматургию Уильямса. И мне повезло, как никому: я играла блистательные роли Уильямса. А уж как я их сыграла - это другой разговор...

    РГ:  Вы скромничаете, ведь для зрителя ваша Бланш остается незабываемой и легендарной.

    Умпелева: Но это роль мирового репертуара, ее мечтает сыграть любая актриса, и великое счастье, если удастся. По-моему, Коля Коляда подсчитал: за десять лет мы сыграли "Трамвай Желание" 420 или 430 раз, - это тоже определенный показатель.

    РГ: Как вы считаете, в вашем таланте больше труда или природы?

    Умпелева: Мама с папой - большое дело, но ты сам должен быть готов к удаче, которая всегда приходит неожиданно. Иначе не увидишь и не поймаешь эту удачу. Конечно, труд имеет колоссальное значение, но без дарования от природы (я не говорю "талант" - говорю "дарование") хоть затрудись - ничего не будет.

    РГ: А вы трудолюбивы?

    Умпелева: Ох нет, я ленивый человек...

    РГ: Насколько я знаю, вам ваше дарование помешало выучиться на пилота?

    Умпелева: Там такая история. Я поступала и поступила в политехнический. Как всех студентов нас отправили на картошку, я тяжело простудилась, удалось поучиться всего пару месяцев - нет, не на пилота - на отделении авиационного моделирования. Болела я сложно, тяжело, в больнице - поэтому пришлось уйти из института. И просто чтобы не болтаться без дела, пока определяюсь с будущим, я пошла работать в театр суфлером - была тогда такая профессия.

    РГ: То есть вы буквально поднялись на сцену?

    Умпелева: Да, на сцену я пришла из суфлерской будки.

    РГ:  Вы, как я заметила, сейчас можете себе позволить обходиться без грима - без ущерба для роли. Чем это вызвано?

    Умпелева: Не люблю грим. Я считаю, что там не рисуй, как ни меняй лицо - если не схватила суть характера, то уже ничего не поможет. Это дело опыта. С возрастом, с одной стороны, уже легче работается, когда есть какие-то навыки. Но с другой - уходит непосредственность. Это такое общее место, и это очень печально. Когда приходит молодой, чистый актер, который еще не оброс коростой штампов и приспособлений - это дорогого стоит.

    РГ: Ради этого "дорогого" вы и занимались преподаванием в Екатеринбургском театральном институте?

    Умпелева: Нет, не поэтому, а потому что приглашали поработать педагогом на курсе. Я довольна тем, что этот опыт был в моей жизни, - надеюсь, что и ребятам я что-то смогла дать. С ними мне повезло - очень способными были. Так что я занималась с удовольствием. Но это другая профессия, нежели актерская, и очень трудное дело, которое требует и души, и внимания, и терпения. Сейчас я не преподаю.

    РГ: Вам видится какая-то разница между актерскими поколениями?

    Умпелева: Я не думаю, что есть какая-то динамика развития. Дарование - вневременная категория. Одаренный человек, который действительно хочет заниматься этой профессией, работает с радостью, а остальным все дается труднее, возникает больше комплексов... К сожалению, определить при наборе студентов в театральный институт, кто одарен, а кто нет - невозможно. Это лотерея.

    РГ: И вам в эту лотерею повезло?

    Умпелева: Можно и так сказать.