24.02.2011 00:29
    Поделиться

    Александр Медведев: Мы заигрались со словом "толерантность"

    Где должны заканчиваться границы толерантности и что общего между жителями Благовещенска и англичанами, "РГ" рассказал бывший советник губернатора Свердловской области по религиозным делам, соавтор учебника по истории религии для 10-11 классов, заведующий кафедрой культурологии Уральского гос­университета, профессор Александр Медведев.

    Российская газета: Александр Васильевич, приходилось ли вам как советнику губернатора участвовать в решении межнациональных и межконфессиональных конфликтов?

    Александр Медведев: В этой должности я был более десяти лет назад. Шел процесс исправления исторических ошибок, возвращали религиозным организациям то, что было отнято в советские времена. Болезненно, но в целом мирно. Иудейские организации, например, обижались, что власти не спешат выделять место для строительства синагоги, которая сейчас, кстати, уже стоит в центре города.

    Может, скрытые межнациональные конфликты на Среднем Урале были и есть, но они не принимали форму открытой вражды. Отчасти потому что исторически Урал осваивали представители разных национальностей и конфессий: наряду с православными трудились приверженцы староверия, сторонники протестантизма (пленные шведы и поляки), представители ислама, иудейские организации. Опыт совместной жизни научил их договариваться и понимать, что мир многоцветен и разность религий нужно принять как данность.

    А отчасти - благодаря взвешенной политике городских и областных чиновников. Но это не значит, что власти могут расслабиться и убрать руку с пульса. Межнациональные отношения - как отношения мужа и жены: дело тонкое, интимное. Обиды могут копиться годами, а потом взрываться.

    О чем говорят религии

    РГ: Евреи и арабы сегодня - едва ли не самые яростные антагонисты, притом что, согласно Корану, главную святыню мусульман - Каабу в Мекке - построил Авраам, отец иудеев и одновременно, если верить Библии, отец арабов. То есть евреи и арабы - братья по отцу?

    Медведев: Вопрос многогранен. Если, говоря о жестком антагонизме, вы подразумеваете проблему взаимоотношений в Палестине, где по решению ООН должны были быть созданы два государства, а возникло одно, то это вопрос не отношений между религиями, а политический.

    Да, если обращаться к Библии, то все живущие на земле генетически связаны, у человечества единые прародители - Адам и Ева. Но вряд ли стоит углубляться в сферу теологических проблем, да и не все верующие изучают священные писания. И если, например, иудей читает только Тору - первые пять книг Библии, где как раз и написано, что Агарь с Исмаилом, сыном Авраама, были изгнаны, то он и делает выводы. А как развивался сюжет в Священном писании дальше, ему неинтересно.

    В Коране сказано, что Мухаммад признавал всех иудейских пророков. Согласно исламскому вероучению, Господь один, он регулярно посылал на землю своих пророков, каждый приходил в определенное время к определенному народу и нес правду о Боге на языке этого народа. Адам, Ной, Моисей, Иисус и, наконец, Мухаммад, который, как говорится, "венчающее звено цепи пророков".

    РГ: Это и означает фраза: "Религий много, Бог - один"?

    Медведев: Эту мысль высказал известный философ Григорий Померанц: "Религии говорят об одном и том же, но разным языком". Нравственные постулаты у всех религий по сути одни. Например, принцип "не убивать". Конфуций говорил: относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. Другой человек - это ты. О том же - буддийский принцип "ахимсе" - непричинение вреда никакому живому существу. История религий - это история совершенствования нравственных парадигм, основополагающий закон которого - увеличение гуманистического начала.

    И эти нравственные идеалы признают все религии, что буддизм, что ислам, что христианство. Только формулируют по-разному.

    Зло под флагом веры

    РГ: Почему же религии не способствуют миру, а часто являются причиной конфликтов?

    Медведев: Потому что люди несовершенны, завистливы, злы. Они хотят завоевывать новые территории, обогащаться, расширять свое влияние. К тому же в сознании людей религиозность тождественна национальности: я - русский, стало быть, православный; я - татарин, значит, мусульманин... Но, объединяя, всякая религия и разъединяет.

    Обвинять религию в том, что она является причиной межнациональной напряженности, нельзя. Инициаторы конфликтов часто используют религию в политической борьбе, для решения сиюминутных конъюнктурных интересов, в столкновении государств. Использованию религии в качестве детонатора способствует и то, что грамотность людей в этой области невелика. И заинтересованные лица на этом спекулируют. Так, в исламе есть положение "Газават", или "Джихад". На уровне бытового сознания оно понимается как призыв к борьбе с неверными. А что под ним подразумевают богословы ислама? Это требование к верующему мусульманину отдать все свои духовные, интеллектуальные, физические, финансовые возможности и силы делу защиты веры. Можно это при чьем-то желании интерпретировать как призыв к борьбе с неверными и использовать для решения политических вопросов? Можно, иногда сегодня так и происходит (как и в истории неоднократно было). Но ислам тут ни при чем, потому что идея джихада - это, прежде всего, идея совершенствования человеческой души; есть джихад сердца, ума, речи.

    Границы толерантности

    РГ: Недавно британский премьер признал провальной политику мультикультурализма, то есть толерантности, основанной на невмешательстве в дела тех, кто отвергает западные ценности...

    Медведев: Любопытный пример. Я родом с Дальнего Востока, из Благовещенска, на противоположной стороне реки - китайский городок Хэйхэ. Когда в детстве я выходил на берег Амура, этот Хэйхэ выглядел неказистой деревушкой. А пять лет назад приехал туда и обомлел: цветущий китайский город! А жители Благовещенска жалуются: мол, "они за наши деньги его построили - привозят всякий ширпотреб, а мы покупаем". Не странная ли логика? А ты производи ширпотреб сам, лучше! Ах, не можешь? Не хочешь?

    Вот в Англии, Франции прослеживается та же логика, что у благовещенцев. Европа стареет, не хватает трудоспособного коренного населения, а привычка потреблять много - осталась. В итоге Запад приглашает "рабочие руки", гастарбайтеры работают за них, их мусор, плевки убирают на тротуарах. А вы не хотите ничем поплатиться? Так не бывает.

    Да, когда к нам приезжают работать представители других стран, иной веры, они должны уважать наши ценности. Но и мы должны уважать их. Хотите держать на прежнем уровне свое материальное благополучие за счет приезжих рабочих - будьте терпимы к их ценностям. Или откажитесь - уровень пенсий и соц­выплат упадет, но зато вы полностью сохраните свою самобытность.

    РГ: Недавно в Екатеринбурге был случай, "воспаливший" чуть ли не весь город: водитель нерусской национальности выстрелил в водителя снегоуборочного грейдера в ответ на просьбу отодвинуть машину и чуть было не избежал ответственности.

    Медведев: Я считаю, в том конфликте вообще нет вопросов межнациональных отношений. Поспорили два мужика. Не всякий конфликт надо препарировать сквозь призму национальности или религиозности. Мы просто заигрались с красивыми словами типа "демократия", "гуманизм", "толерантность", гипнотизируем себя ими. Европа играла с толерантностью как высшей ценностью и сегодня считает это ошибкой. Но это не значит, что теперь от нее нужно отказаться, - надо просто понимать, что эта ценность небезразмерна.

    У любой терпимости есть границы, за которыми терпеть дальше невозможно и нельзя. Толерантность -  это и уважение другого, и защита своего. Не может быть толерантности к распущенности, безнравственности. Но решать эту проблему надо не силовыми методами.

    РГ: А что вы предлагаете?

    Медведев: Мы можем сколько угодно ругать советскую эпоху, но у того государства была внятная политика в сфере национальных отношений. Была чрезвычайно привлекательная идея единого советского народа, и она способствовала реальной солидарности. А сегодня я не вижу в России продуманной, четко проговоренной межнациональной политики.

    Вызову, наверное, жесткую критику некоторых патриотов, но все же приведу пример. Борис Ельцин объявил 7 января государственным праздником. А ведь это день рождения Иисуса Христа. Что получается? Россия - многонациональное государство, но день рождения Мухаммада, например, не объявили государственным праздником. Для мусульман, связанных с Россией, это незаживающая рана. А потом удивляемся, что в Башкортостане или Татарстане "сильны сепаратистские мотивы". Один из аргументов их логики: вы унижаете нашу веру, значит, вы унижаете наши национальные черты!

    К вопросам межнациональных отношений следует подходить взвешенно. Выстраивать их через просветительскую работу, воспитание, образование. Только тогда человек приходит к пониманию многообразия мира и учится уважительному отношению не только к своей культуре, но и к чужой.

    РГ: Адекватен ли стартовавший в школах некоторых регионов эксперимент по введению курса "Основы религиозной культуры и светской этики": ребенок может записаться на основы или православной, или исламской, или светской этики...

    Медведев: Оценивать эксперимент рано. Лично я против введения в школах дополнительных предметов по религиоведению. Литературы, истории, МХК вполне достаточно, чтобы школьники узнали базовые вещи о разных религиях и национальностях, входящих в состав России.

    Наивно думать, что толерантность  воспитают с помощью уроков. Вспомним, в конце 60-х - начале 70-х в школах уже вводили предмет "этика семейной жизни", призванный повысить уровень воспитания среди подростков. Никаких результатов это не дало. Потому что нравственность, как и уважение к другим культурам, прививается не лобово, а незаметно - на улице, в газетах, на радио, телевидении и в семье.

    Тем временем

    В конце февраля полномочное представительство президента РФ в УрФО организует в Новом Уренгое конференцию по проблемам предотвращения экстремизма и ксенофобии на Урале. Цель - выработать новый алгоритм действий власти и гражданских институтов в борьбе за межнациональный мир.

    На заметку

    Что почитать по теме

    Абдусалам Гусейнов. "Великие моралисты".

    Померанц Г. С., Миркина З. А. "Великие религии мира".

    Поделиться