Что ожидает школы в ближайшее время, как изменятся правила поступления в вузы, какую зарплату должны получать педагоги и сколько в России "лишних учителей" - об этом и многом другом рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по образованию Григорий Балыхин.
Григорий Артемович, сколько вузов нужно России?
Дело не в количестве, а в том, чтобы они готовили высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, которые нужны стране. И чтобы эти специалисты были востребованы на рынке труда. Для этого надо иметь прогноз потребности рынка труда.
Мы можем просчитать потребности в специалистах для государственных нужд и сказать, сколько нужно учителей, врачей, работников культуры, сотрудников правоохранительных органов. А вот с теми специалистами, что связаны с экономикой России, сложнее. В быстро меняющейся, инновационной экономике делать прогнозы на пять-десять лет очень трудно. Но от них зависит количество абитуриентов и контрольные цифры приема. Пока что есть прогноз потребности абитуриентов, а не специалистов для экономики страны. Но тем не менее увеличен набор в вузы, которые предлагают высокотехнологичные специальности, и сокращен на ряд специальностей гуманитарного, экономического и юридического профиля.
В проекте нового закона "Об образовании" нет начального профобразования. Что будет с ПТУ, куда девать педагогов и учеников, которые нацелены не на учебу, а на быстрое получение профессии?
Сейчас идут острые дискуссии - быть или нет начальному профобразованию. Из двух тысяч замечаний и предложений, которые пришли от экспертных советов, заинтересованных ведомств, я не видел ни одного, которое поддерживало бы отсутствие начального профобразования как вида. В нашем комитете создана рабочая группа по проекту закона "Об образовании", где мы рассматриваем самые проблемные вопросы. И судьба начального профобразования - один из таких вопросов.
Льготникам предлагается другая модель поступления, похожая на рабфак. Как это все будет выглядеть?
В проекте льготы при поступлении оставлены только для небольшой группы лиц, в том числе для военнослужащих, отслуживших три года по контракту. Все нормы, которые связаны с внеконкурсным зачислением, ликвидируются. Чтобы компенсировать потерянную льготу, предлагается ввести подготовительное отделение, где льготники будут бесплатно обучаться, чтобы потом поступить в вуз. Подготовительные отделения будут создаваться не в каждом вузе, они, скорее всего, будут межвузовскими, поэтому если эта норма останется в законе, будут подготовлены уточняющие положения.
Вы возглавляете рабочую группу по мониторингу стандарта общего образования. Когда он вступит в силу?
На сегодняшний день разработан, утвержден и зарегистрирован в минюсте Федеральный государственный стандарт начального общего образования. И с 1 сентября 2011 года на него переходят только первоклассники. Пятиклассники должны перейти на новые стандарты через четыре года, девятиклассники - через восемь лет. Разработка стандарта основного общего образования тоже завершена. Министр его утвердил.
Сторонники новых стандартов говорят, что дети в школе слишком перегружены и не надо им изучать абсолютно все предметы. А вы как считаете?
Я тоже считаю, что школьники перегружены. И мы, разрабатывая стандарты, это учитывали. Например, при соотношении обязательной и вариативной частей. В новом стандарте 60 процентов времени отводится на часть, которая разрабатывается участниками образовательного процесса. И когда регионы, критикуя стандарты, упрекают нас в том, что они не учитывают национальную специфику, этнокультурные особенности, мы им говорим: у вас 60 процентов времени на это. Изучайте родные языки, родную литературу, краеведение - все, что считаете нужным. Так что мне в новых стандартах видится больше плюсов, чем минусов.
Кстати, одним из недостатков проекта закона "Об образовании" считаю то, что в нем слишком мало сказано о воспитании. Образование - всегда воспитание и обучение, причем обучение - на втором плане.
Ожидается ли повышение зарплаты учителям?
Социальные гарантии педагогам и учащимся - другая проблема, которую мы обсуждали на рабочей группе. В проекте закона речь идет о том, чтобы соотносить зарплату учителей с МРОТом, что, по-моему, унизительно. Наш комитет считает, что надо ориентироваться не на МРОТ, а на среднюю зарплату в экономическом секторе каждого субъекта Федерации.
Это предложение будет внесено на рассмотрение в президентскую комиссию по работе с законопроектом. И мы с минобр науки будем вместе его отстаивать. Конечно, нужно еще подготовить финансово-экономическое обоснование, сделать расчеты и подсчитать, во что выльются расходы. Сейчас специалисты минобрнауки пытаются определить размер бюджетных средств, которые могут понадобиться, если норма будет принята.
А переход на новые системы оплаты труда продолжится?
Конечно, на этот счет есть постановление правительства, и касается оно не только школ, но и всей бюджетной сферы. Новые системы предоставляют большую самостоятельность руководителям учреждений. Многие жалуются на необъективность начальства, но я считаю, что тех, кто занимается самоуправством, - меньшинство. Новые системы оплаты труда позволили уйти от тарифной сетки, которая себя давно изжила.
В моей родной Ульяновской области два года назад, когда регион переходил на новые системы оплаты труда, понадобились дополнительные средства. Сначала 300 миллионов, потом 700, потом еще полтора миллиарда, и губернатору пришлось изыскивать средства в областных бюджетах. Зато зарплата учителей, которые перешли на новые системы оплаты труда, выросла примерно на 20 процентов.
Вы активно выступаете в защиту сельских школ, в том числе и малокомплектных. В Ульяновской области закрытие таких школ остановилось?
До 2009 года правительство области предусматривало для 144 малокомплектных школ финансовую поддержку, на каждую школу - от 1 до 1,5 млн рублей. Но, к сожалению, деньги не до всех доходили. В одном из районов, где из 18 школ малокомплектных - 7, им из бюджета было выделено 10 млн рублей. Спрашиваем директоров: вы получили эти деньги? В лучшем случае досталось 200 тысяч. Оказалось, 10 млн район поделил на 18 школ. Кончилось все это тем, что было принято решение оптимизировать школы, поскольку районные власти так относятся к мерам поддержки для них. Но закрыть малокомплектную школу, даже если в ней учится один ученик, нельзя. И даже при переходе к нормативно-подушевому финансированию, когда деньги следуют за учеником, малокомплектным школам выделяются средства вне зависимости от количества учащихся.
Я поддерживаю лозунг: нет школы - нет села. Но оптимизация сети школ - не экономическая проблема, деньги в субъектах Федерации на них можно найти. Это проблема содержания образования и его качества. Когда мы укрупняем школу, где учится 4-5 человек, мы создаем условия для повышения качества образования. У нас школ, где учится меньше 10 человек, между прочим, 10 тысяч. Если мы создаем нормальное учебное заведение в пределах 10 километров, то такая школа должна быть оборудована компьютерами, интерактивными досками, подключена к Интернету, в ней должны быть хорошо оснащенные кабинеты, и самое главное - учителя по всем предметам.
И еще. Не надо путать реорганизацию с закрытием. В Ульяновской области был такой случай: местные власти хотели закрыть школу, и все вроде уже были согласны, учителей перевели в район, на месте школы планировалось медицинское училище. Тут вдруг пришла жалоба, мы с губернатором поехали разбираться. Смотрю: школа нормальная, работала хорошо. Учеников в ней чуть меньше 20. Решили, что закрывать школу не будем, но заключим двусторонний договор с администрацией, что учителя и родители в течение года в обмен на дополнительное финансирование, ремонт, сделают то-то и то-то для улучшения образовательного процесса. И школу удалось сохранить.
Не пора ли уравнять в зарплате учителей и педагогов дополнительного образования?
Мы обсуждали социальные гарантии педагогов на заседании рабочей группы по проекту закона "Об образовании". Считаю, что не должно быть разницы между зарплатой воспитателя детского сада, педагога музыкальной школы и школьного учителя. Ведь все они - педагоги. И было предложение зафиксировать в проекте закона весь перечень должностей педработников. Это позволило бы применять единые подходы, допустим, при определении льгот.
Министерство возражает: кого считать педработником? В сфере образования сотни должностей, как разобраться: кого к ним отнести, а кого - нет? Так что вопрос пока открыт. Но социальные гарантии у воспитателя детского сада, у педагога музыкальной школы, учителя должны быть одинаковыми. На совместной коллегии минобрнауки и минкульта выступала директор музыкальной школы им. Баха. Ее рассказ о том, что преподаватели игры на трубе уходят на пенсию, как правило, с раком горла, я пропустил через сердце. Действительно, у педагогов музыкальных школ большие нагрузки, и надо, чтобы чиновники понимали это.
Получат ли школы искусств статус предпрофессионального образования?
Депутаты подготовили законопроект по детским школам искусств, где за ними закрепляется этот статус, он получил одобрение и от минкультуры, и от минобрнауки. Но из правительства, к сожалению, пришел отрицательный отзыв. В нем не очень четко была прописана финансовая сторона, школы искусств ведь находятся в ведении субъектов РФ. Необходимые поправки уже внесены, и я уверен, что законопроект будет принят.
Мстислав Афанасьев, ректор Академии бюджета и казначейства Минфина России, д.э.н., профессор, заслуженный экономист России:
- Законодательная деятельность в области образования требует максимальной прозрачности. Законопроект должен обсуждаться широкой общественностью.
Что касается высшей школы и, в частности, принятия новых образовательных стандартов - они должны содержать не только мнения вечных "универсальных" специалистов по образованию, но и мнение профессиональной среды. Важно мнение работодателей, потребности которых формируют современный рынок труда, людей, нанимающих на работу обученных нами бакалавров и магистров.
Именно поэтому Минфин России и Академия бюджета и казначейства являются последовательными сторонниками развития бакалавриата и магистратуры по "Финансам и кредиту", "Бухучету, анализу и аудиту".