03.03.2011 00:37
    Поделиться

    Сергей Кортов: Развитие инновационных предприятий может лишить вузы налоговых льгот

    Перед ведущими российскими университетами, помимо организации образовательного процесса, поставлена новая задача - обеспечить России технологический прорыв. О том, с какими проблемами столкнулись на этом пути вузы, рассказывает проректор по инновационной деятельности Уральского федерального университета Сергей Кортов.

    Российская газета: Одним из важных направлений работы вузов стало создание малых предприятий и других структур развития инновационной деятельности. Это совершенно новый вид деятельности для вузов?

    Сергей Кортов: Я бы так не сказал. Такая задача была поставлена еще в 1993-2002 годах, выделены средства на развитие инновационной инфраструктуры, и многие вузы создали технопарки, бизнес-инкубаторы, различные центры поддержки инновационных технологий. Но с 2003 года началось ужесточение бюджетной политики государства. Вузам было предписано выйти из всех хозяйственных обществ, нас перевели на казначейское обслуживание, что фактически исключило ведение любой предпринимательской деятельности. С 2009 года начался ренессанс инновационной активности - она стала элементом государственной политики, озвученной на самом высоком уровне. Принят ФЗ-217, который позволил бюджетным организациям создавать хозяйственные общества, а также три постановления, которые определили взаимоотношения вузов с субъектами экономики. И наконец, последнее новшество - это выделение группы ведущих вузов (сегодня их 35) и перевод некоторых из них в формат автономных учреждений. То есть нам предоставили возможности, дали инструменты для развития инновационной деятельности.

    РГ: Сергей Всеволодович, а готовы ли сами университеты выполнять такую миссию?

    Кортов: Финансирование в рамках программы развития инновационной деятельности получили 56 вузов России. Через два-три года от нас ждут результатов. Прежде всего - возрождения пояса малых инновационных предприятий. Наш университет взял обязательство создать до 2015 года 120 МИПов. При этом необходимо вовлечь в инновационную деятельность порядка 5-10 процентов студентов и сотрудников. И собственно организовать выпуск инновационной продукции.

    РГ: Именно производство, не только разработку? Мне кажется, это не вполне традиционный вид деятельности для вуза.

    Кортов: Да, хотя такой опыт, и весьма успешный, в России есть - в Белгороде, Хабаровске. У нашего университета его не было, но мы этот вызов приняли. Сейчас создаем по ряду направлений элементы инновационно-внедренческого цикла для всего региона. Прежде всего, это биофармацевтический кластер, структуры, связанные с энергосбережением, IT, нанотехнологиями, кластер приборостроения. Также нас приглашают принять участие в создании технико-внедренческого центра в области металлургии и машиностроения. То есть университет будет выступать как коммуникативное звено между государством и бизнесом и генерировать проекты. Ведь мы, как федеральный университет, по своему статусу ответственны за социально-экономическое развитие региона.

    РГ: С инициативой такого сотрудничества выступают региональные власти. А частный бизнес формулирует свой заказ? Он готов воспринимать вуз как партнера?

    Кортов: Частный бизнес пока рассматривает нас как своего рода мостик к бюджетному финансированию в рамках крупных частно-государственных проектов. Мы же хотим, чтобы нас воспринимали как полноценного бизнес-партнера. Для этого мы должны предоставить ресурсы, интересные всем: проектный и человеческий. Не секрет, что инновационной деятельностью занимается в основном молодежь, а такой ресурс есть только в университетах. Мы готовим проектные команды под решение конкретных задач, и это находит понимание у крупного бизнеса.

    РГ: Недавно в Екатеринбурге прошло выездное расширенное заседание комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, в работе которого УрФУ принял активное участие. Какие проблемы прозвучали? Что предложили уральцы?

    Кортов: Перед нами поставлены задачи, выделены средства на их решение, теперь надо показать результат. Но тут мы упираемся в барьер: законодательство не успевает за политическими и экономическими процессами. Оно крайне консервативно.

    Так, вузы хотя и получили право участвовать в создании хозяйствующих субъектов, но только в виде объектов интеллектуальной собственности - все остальное возможно лишь по решению учредителя, то есть Министерства образования и науки РФ. Кроме того, вдруг оказалось, что федеральные университеты как автономные учреждения вообще не подпадают под 217-й закон, потому что он был принят еще до их создания. Следующий момент - это использование имущества университета, которое сейчас возможно только по 94-ФЗ, то есть на конкурсной основе. После нашей совместной работы с депутатами приняты поправки в закон, согласно которым, если предприятие создается с участием бюджетного или автономного учреждения, то на него распространяется внеконкурсная процедура предоставления имущества. На этой неделе закон подписан президентом России, и теперь мы сможем использовать этот механизм. Кстати, за январь-февраль 2011 года при университете создано 35 малых предприятий. Сейчас законодательство запрещает нам размещать их на своей территории. Но МИПам нужны ресурсы, им надо помогать не только словом, но и делом. И самая востребованная помощь - это как раз предоставление на льготной основе помещений и доступа к оборудованию.

    Еще одна проблема - участие в акционерных обществах. Мы получили такое право, но совершенно непонятно, что мы можем вносить в уставный капитал. Единственное - это интеллектуальная собственность. Но как ее оценивать, неясно. Бизнес пока не склонен воспринимать интеллектуальный капитал как реальную ценность, то есть университеты опять будут поражены в правах.

    Если вы почитаете типовой устав высшей школы, то увидите, что инновационная деятельность не является не то что приоритетным, но даже основным видом деятельности вузов. В результате мы попадаем в новую правовую коллизию. Согласно поправкам в Налоговый кодекс, которые предполагается принять к 2012 году, если доходы по неосновному виду деятельности будут превышать 20 процентов в обороте образовательного учреждения, то оно теряет налоговые льготы на основные виды своей деятельности. Получается, зачем развивать инновационное направление, если оно лишит вуз налоговых льгот? И такие коллизии возникают непрерывно.

    Мы только начинаем сталкиваться с этими проблемами при решении конкретных задач. И каждый из этих вопросов затрагивает целый ряд законов и нормативных актов.

    Все эти решения мы, конечно, связываем с образовательной деятельностью. Ведь все-таки вузы - не производственные структуры. Наша задача - создать для студентов и сотрудников, имеющих склонность к предпринимательской деятельности, благоприятную среду. В бизнес-инкубаторе университета Лос-Анджелеса на меня произвела большое впечатление стена успеха - на ней висят портреты миллиардеров и миллионеров, которые "выросли" в этом бизнес-инкубаторе. Хотелось бы, чтобы такая же стена лет через 10 появилась и в нашем университете.

    Поделиться