В преддверии своего визита в Москву вице-президент США Джозеф Байден письменно ответил на вопросы "Российской газеты"
Российская газета: Что вы планируете обсуждать в ходе визита, чего надеетесь достичь?
Джозеф Байден: Прежде всего, я с удовольствием предвкушаю этот визит, поскольку не бывал в России с 1997 г. Для нас с президентом Обамой перезагрузка отношений США с Россией - один из высших приоритетов. Президент поручил мне съездить в Москву для дальнейшего продвижения того важного прогресса, которого наши страны добились за последние два года. Предполагаю обсудить с президентом Медведевым и премьер-министром Путиным те многочисленные сферы, в которых Россия и Соединенные Штаты тесно сотрудничают, включая, в частности, контроль над вооружениями и нераспространение, ситуацию в Центральной и Юго-Восточной Азии, а также европейскую безопасность. Рад буду также встретиться с представителями гражданского общества и лидерами политической оппозиции. Область, на которой я надеюсь сфокусироваться, - это наши экономические связи.
В условиях оздоровления мировой экономики после болезненного кризиса нам необходимо изучить пути к тому, чтобы полностью задействовать потенциал наших отношений, генерировать больше торговли и инвестиций. Это пойдет на пользу и россиянам, и американцам. Поэтому я проведу дискуссию за круглым столом с лидерами бизнеса США и России, а также посещу Сколково.
РГ: Правильно ли мы понимаем, что одна из целей визита - подготовка к проведению позже в нынешнем году двустороннего саммита? Считаете ли вы, что такие ежегодные встречи в верхах следует нституционализировать?
Байден: За последние два года президент Обама и президент Медведев встречались множество раз - не только в Москве в 2009 году и Вашингтоне в 2010 году, но и на крупных международных форумах с их участием. Между ними установились очень прочные и тесные личные взаимоотношения, без всякого протокола и формальностей, помогающие им вместе работать над достижением конкретных целей на благо американского и российского народов. Они увидятся в мае на встрече "большой восьмерки", и я бы предположил, что будут встречаться вновь и позже в нынешнем году. Честно говоря, я не уверен, что в наше время "саммиты" надо институционализировать. Мне слышится в этом отголосок эпохи "холодной войны". Но частое взаимодействие и контакты между нашими двумя президентами - а также на всех уровнях наших правительств - приносят позитивные результаты и должны продолжаться.
РГ: Вы в свое время обнародовали концепцию "перезагрузки" американо-российских отношений. Как, на Ваш взгляд, в ней идут дела? Что надо улучшить?
Байден: Сразу по приходу к власти мы с президентом Обамой решили, что нам надо перезагрузить отношения с Россией. Президент поручил мне провести первую внешнеполитическую презентацию от нашей администрации на Мюнхенской конференции по безопасности. Вот тогда мы и выдвинули идею "перезагрузки". Два года спустя для меня очевидно, что перезагрузка принесла, как любит говорить президент Обама, "выигрышные для обеих сторон итоги". Просто задумайтесь на минуту о том, чего мы достигли:
- Заключение и ратификация нового Договора по СНВ, который сократит наши развернутые стратегические ядерные арсеналы почти на треть и восстановит стабильную и предсказуемую систему верификации.
- Так называемое "соглашение 123" по сотрудничеству в мирном использовании атомной энергии, позволяющее американским компаниям делиться ядерной технологией и материалами с российскими партнерами, проводить совместные исследования и разработки, подавать совместные заявки по гражданским ядерным проектам.
- Углубленное сотрудничество по Афганистану в виде совместной работы по снабжению наших войск и гражданского персонала по маршрутам, проходящим через Россию, и расширение прямой роли России в оказании содействия афганскому правительству.
- В Центральной Азии мы отказались от устаревших представлений о "большой игре" за влияние; вместо этого мы совместно работаем над тем, чтобы помочь стабилизироваться новому демократическому правительству в Кыргызстане;
- По Ирану мы взаимодействуем более плотно, чем когда-либо прежде. Вместе с другими партнерами мы работали над тем, чтобы предложить иранскому правительству путь к выполнению его международных обязательств и нормализации отношений с международным сообществом. Когда такое предложение было отвергнуто, мы вместе работали над самыми всеобъемлющими санкциями со стороны Совета Безопасности ООН, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться Ирану.
- Кроме того, Соединенные Штаты и Россия координируют усилия с нашими партнерами, добиваясь от Северной Кореи соблюдения ее обязательств по денуклеаризации. Мы ужесточили санкции в отношении Северной Кореи и укрепили режим нераспространения путем создания международного банка топлива, дающего другим странам стимулы к тому, чтобы не приобретать небезопасную технологию обогащения урана.
Я считаю также, что перезагрузка отношений США и России способствует укреплению безопасности в Европе. Мы отвергли мысль о том, будто улучшение отношений с Москвой должно происходить за счет наших отношений с другими странами в регионе, - такими, как Польша, балтийские страны или Грузия, - или будто наши обязательства перед нашими союзниками якобы несовместимы с более прочными американо-российскими отношениями. Напротив, мы убеждены, что они взаимно укрепляют друг друга. На прошлогоднем историческом заседании Совета НАТО-Россия в Лиссабоне Россия и НАТО обязались сотрудничать по таким многообразным вызовам для безопасности в ХХ1 веке, как Афганистан, борьба с терроризмом, противодействие пиратству и, самое примечательное, противоракетная оборона.
Россия и Соединенные Штаты не всегда будут во всем согласны - например, у нас есть разногласия по территориальным границам Грузии. Но по этому и другим сложным вопросам мы можем прямо и открыто выкладывать эти наши разногласия на стол и работать над ними, наращивая между тем наши взаимоотношения в других областях.
Наконец, мы добились реального прогресса в наших экономических отношениях. Мы урегулировали между собой практически все вопросы по вступлению России в ВТО; теперь Соединенные Штаты поддерживают упорную работу России по закрытию вопросов, остающихся открытыми с другими партнерами по ВТО. Мы совместными усилиями преодолеваем торговые споры. Мы работаем с американскими и российскими компаниями в целях установления более тесных связей, содействия инновациям, создания условий для привлечения иностранных инвестиций в Россию не только в секторе природных ресурсов. Но я и теперь вижу большой незадействованный потенциал, почему и хочу прощупать новые идеи для расширения торговли и инвестиций между нашими двумя странами.
РГ: Насколько вы уверены, что процесс вступления России в ВТО завершится в 2011 году? Можем ли мы ожидать, что вы сыграете в Белом доме ведущую роль в работе с Конгрессом по данному вопросу? Началась ли уже такая работа?
Байден: Ваше правительство поставило задачу по вступлению России в ВТО в 2011 году. Мы поддерживаем эти усилия. Но, конечно, США - лишь одна из 153 стран-членов ВТО, с которыми Россия должна договориться для присоединения к организации. Если российское правительство проявит такую же решимость и целеустремленность, как в наших переговорах, то я не сомневаюсь, что оно добьется вступления в ВТО в срок. Но для этого придется поработать.
РГ: Если бы в наших отношениях был только один вопрос помимо ВТО, который мы могли бы уладить до конца года, то что бы вы выбрали?
Байден: Противоракетную оборону. И между собой, и в рамках Совета НАТО-Россия мы изо всех сил стараемся сформировать рабочий план сотрудничества по ПРО. Это лучший путь к утверждению доверия и стратегической стабильности между нашими двумя странами. Я убежден, что мы можем воспользоваться нашими уникальными, взаимодополняющими возможностями обороны от баллистических ракет для лучшей защиты как наших граждан, так и наших партнеров и союзников.
РГ: Помимо России вы в ходе нынешней поездки посещаете Финляндию и Молдавию. Почему именно эти страны, почему сейчас?
Байден: В качестве вице-президента мне посчастливилось побывать во многих частях Европы, но пока я не бывал ни в Скандинавии, ни, разумеется, в России. Одна из тем, которые я собираюсь акцентировать в России, - это то, как торговля, инвестиции и инновации способны повысить наше общее благосостояние. Одна из стран, воплощающих этот потенциал, - Финляндия. Это важный политический и экономический партнер, и я хотел воспользоваться этой возможностью, чтобы продолжать надстройку на этом прочном фундаменте.
Молдову я посещаю потому, что это демократическая "история успеха". Прошлогодние выборы продемонстрировали приверженность молдован к демократии, транспарентному управлению, правам человека и экономическим реформам. Соединенные Штаты уже оказывают существенную поддержку Молдове для содействия ее развитию, и мне бы хотелось посмотреть, чем еще мы можем помочь. Я также с гордостью стану первым вице-президентом США, посетившим Молдову.
РГ: Наблюдаем ли мы на Ближнем Востоке новую главу в переходе к многополярному мироустройству? Если нет, то почему?
Байден: Думаю, мы наблюдаем переход к более демократичному Ближнему Востоку, что представляет собой позитивное развитие событий. Никакая внешняя сила не выводила сотни тысяч людей на улицы с требованием создания такого правительства, которое дало бы им большее право голоса и большие экономические возможности. Они вышли сами. Демонстрации, происшедшие за последние недели, ясно показывают, как важно защищать и поддерживать универсальные права и свободы всех людей, включая свободу слова и собраний. События на Ближнем Востоке продолжают развиваться, и нельзя исходить из того, что крах авторитарного режима гладко и автоматически приведет к демократической системе правления. Но прежнее представление о том, будто авторитаризм необходим для сохранения стабильности, опровергнуто. Напротив, именно отсутствие демократических перемен породило ту нестабильность, которую мы сегодня наблюдаем. Прочная стабильность будет зависеть от появления правительств, откликающихся на законные чаяния своих граждан.
Нас вдохновляют убежденность и мужество людей, требующих демократических перемен. Их действия раз и навсегда покончили с представлением о том, будто определенные регионы или культуры несовместимы с демократическими ценностями.
РГ: Как вы думаете, что россиянам важнее всего знать и понимать насчет Америки и американцев? Есть ли что-то такое, что Вам самому трудно понять в России и россиянах?
Байден: В рамках стратегии перезагрузки мы расширяем связи не только между правительствами, но и между нашими народами. Российские и американские лидеры гражданского общества совместно организуют параллельные саммиты. Многие рабочие группы в составе двусторонней Президентской комиссии выдвигают инициативы, сближающие американских и российских деятелей искусств, преподавателей, ученых, спортсменов. Встречаясь, россияне и американцы убеждаются в том, что между ними гораздо больше общего, чем можно было бы предположить, исходя из ветхих стереотипов. В последние два года данные опросов свидетельствуют о резком снижении негативных настроений американцев по отношению к России и россиян к Америке. Это реальный прогресс, но нужно добиваться большего. Думаю, главный вызов для нас - это по-прежнему преодоление навеянных "холодной войной" представлений о мотивах, которыми США и Россия руководствуются в своих действиях на мировой арене. Чем больше контактов будет между россиянами и американцами, тем быстрее исчезнут эти отжившие представления.
РГ: А что бы вы хотели сообщить россиянам о себе, о своей семье?
Байден: Мне бы хотелось, чтобы они узнали, как ждет моя семья этой поездки, встречи с Москвой. Мы с моей женой Джилл захватили с собой одну из наших внучек - пусть знакомится с богатой историей России. Кроме того, мы с Джилл - страстные хоккейные болельщики. Она, собственно, даже больше, чем я. Мы следим за хоккейными матчами "плей-офф" (финальная часть розыгрыша Кубка Стэнли в НХЛ - прим. авт.). Надеемся "рекрутировать" новые яркие таланты для нашей любимой команды - "Филадельфия флайерз".