10.03.2011 00:28
    Поделиться

    Суд обязал обеспечить жильем сирот из Ростовской области

    Вернувшись из детского дома, трое сирот вынуждены скитаться по съемным квартирам

    Трое детей-сирот Маныловы из маленького хутора Савченко Мясниковского района Ростовской области не могли добиться от администрации внеочередного жилья, право на которое гарантировано им законом.

    И только вмешательство прокуратуры помогло восстановить справедливость, в которую уже перестали верить бывшие воспитанники детского дома. Суд обязал районную администрацию обеспечить жильем всех троих детей. Но получат они его теперь нескоро.

    В Красносулинский детский дом Маныловы попали двенадцать лет назад, когда родную мать лишили родительских прав за беспробудное пьянство. Вначале их под опеку взяла тетя, но уже спустя год передумала заботиться о племянниках. Маленьких детей передали на содержание государству, а вот их домишко, в котором они родились, решили сохранить за ними.

    Это и сыграло свою роковую роль в дальнейшем их жизненном обустройстве.

    Маныловы, выросшие на казенных харчах, вернулись в отчий дом, в котором на самом деле жить было невозможно.

    Комната на три не делится

    Старшую из сестер, Светлану, мы нашли в большом деревянном строении, похожем на заброшенную ферму. В приоткрывшуюся дверь была видна лишь куча хлама, поэтому журналистов туда приглашать не стали. Но это временное пристанище Светы. В доме номер 8 на улице с жизнерадостным названием Молодежная, который ей с братом и сестрой приписала администрация, никто не живет. Замок явно заклинил, но с трудом и с долотом мужики дверь все-таки открыли. В обветшалой комнате с прогнившим полом нет ни электричества, ни воды, ни газа, а от печи осталась кучка кирпичной крошки, сваленной на полу. Однако девушка пытается это отремонтировать и все же вселиться: хоть крыша есть над головой. Но до судьбы родственников ей дела нет. В единственной комнате и примыкающей к ней кухне - всего 32 квадратных метра. Можно ли разделить эту площадь на троих ставших взрослыми людей?

    - Когда маму лишили родительских прав, председатель сельсовета приватизировал это жилье на всех троих детей. У каждого, выходит, своя доля, но никто не хочет ничего делать, - рассказывает Светлана Манылова. А отказаться от своей доли и ждать манны небесной в виде квартиры от государства девушка просто боится.

    По словам помощника прокурора района Анны Лукиной, в прокуратуру с жалобой обратились младшие Маныловы, Андрей и Татьяна: у них нет жилья, вселиться в свое прежнее они не могут, потому что оно непригодно для проживания и их не пускает туда сестра.

    Аварийное наследство

    - Эта квартира, полученная матерью Маныловых от бывшего совхоза "Александровский", в котором она когда-то работала, еще в 1999 году была признана негодной для проживания, - делится результатами проверки прокуратура Мясниковского района. - На это имеется решение суда, и главное основание для таких выводов - то, что уже тогда помещение не отвечало никаким санитарным требованиям. Но несмотря на очевидную аварийность дома, районная администрация в том же 1999 году постановлением главы все же закрепила эту квартиру за несовершеннолетними, а главе Петровского поселения предписала содействовать в приватизации.

    Более того, сиротское жилье окончательно было разрушено после произошедшего в 2002 году пожара, и прокурор поставил вопрос о выселении продолжавшей жить в этом доме матери Маныловых, поскольку ничему, кроме дальнейшего разрушения жилища, женщина не способствовала.

    Тем временем дирекция Красносулинского детского дома, как положено, ежегодно запрашивала у районных властей сведения о состоянии жилья. На все запросы из детского дома районные власти утверждали, что жильем сироты обеспечены, составляли акт сохранности жилого помещения. По этой причине никто и не подумал поставить оставшихся без попечения родителей ребят на квартирный учет. Ведь обычно, пока дети растут в доме-интернате, подходит их очередь на жилье и им есть куда выходить в большой мир. А когда вернувшиеся к разбитому корыту Маныловы обратились за помощью в администрацию своего района, им был дан ответ, что эта квартира оформлена ими в собственность, а значит, другой им не положено.

    - Прокуратура признала незаконным закрепление непригодного жилья за детьми, указано также на бездействие районного отдела образования и администрации Мясниковского района, их равнодушное отношение к проблеме. Если бы ужасная квартира не была закреплена за детьми, по выходу из детского дома они бы уже получили новое жилье! - считает Анна Лукина. - Все, что требовалось от местной власти, - помочь реализовать право на получение внеочередного жилья троим детям-сиротам, поставить их на учет, чтобы дети, вернувшись из дома-интерната, вселились в квартиры, деньги на которые выделяет областной бюджет.

    Причем, исходя из нормы, установленной областным законом N363 о предоставлении жилья детям-сиротам, они могли бы претендовать на 33 квадратных метра общей площади каждый.

    Теперь узнать, зачем же за детьми закрепили негодный дом, невозможно: за 12 лет несколько раз сменился состав администрации.

    Открепительная процедура

    Но у новой администрации старая точка зрения.

    - Когда мать лишили родительских прав, администрация поставила вопрос о закреплении жилья за детьми-сиротами. Я в то время еще не работал. Потом совхоз передал это жилье детям, оформили право собственности, - говорит председатель жилищной комиссии, замглавы Мясниковского района Карапет Хатламаджиян. - После того как Маныловы вернулись из детского дома, мы предложили отремонтировать это жилье. Ведь оно могло быть пригодно для проживания после капремонта. Мы и средства предусмотрели, и смета была готова. Но они не согласились на это. Тогда мы сами посоветовали обратиться в прокуратуру, чтобы их признали нуждающимися в улучшении жилищных условий. Как только мы получим решение суда, подадим документы в область для постановки Маныловых на учет и выделения средств. Сами на учет мы поставить не можем, потому что за ними закреплено жилье.

    Получается гладко: сами закрепили, а теперь, чтобы "открепить", нужна целая процедура с привлечением прокуратуры и судов. Сейчас по иску прокуратуры договор приватизации признан недействительным.

    Бывших выпускников детского дома после этого, возможно, поставят на учет как остронуждающихся. Нужно будет хлопотать о выделении средств на новое жилье. Пройдет время, которое упущено, пока дети росли в государственном учреждении.

    Сейчас в целом по району стоят на очереди 28 детей-сирот. В 2010 году удалось выделить две квартиры для детей, в 2009-м - четыре. Учитывая это, нетрудно посчитать, когда же Маныловым светит новое жилье и совсем нелегко представить, где же и как они будут жить все это время.

    Поделиться