14 марта - День православной книги. Полтора года назад Священный Синод РПЦ учредил этот праздник, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги. Глава издательского Совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал РГ об этом дне и книжной политике Церкви.
Российская газета: Владыка, в России второй год отмечается День православной книги. Для чего он задуман?
Митрополит Климент: Главная цель - популяризация чтения православной литературы. Причем этот процесс должен происходить в первую очередь в среде самих православных. Более 20 лет мы говорим о втором Крещении Руси, но большая часть крещенных в лучшем случае за свою жизнь только одну книжку подержала в руках. А если спросить, читали ли они Евангелие, большинство не сможет дать положительный ответ. Возникает вопрос: как можно считать себя христианином, если человек не знает основной книги христианства. Если человек взрослый принимает Крещение, он уже должен знать эту Книгу книг, а если крестят ребенка, то это требуется от его родителей и восприемников.
В то же время я скажу, что путь к Евангелию лежит через книгу, которая поможет человеку обрести веру и любовь ко Христу. Читать Евангелие необходимо с верой. Тогда чтение принесет пользу для души человека. Отсюда и вытекает цель Дня православной книги - помочь человеку, особенно молодому, взять в руки книгу и прочитать ее. Человек, прочитав одну книгу, пожелает узнать больше о Боге, о Христе, о спасении, о том, как должен жить христианин.
РГ: Многие говорят, что век книги кончился, пришло время аудиовизуальной культуры. Является ли сегодня чтение "образующим" человека и его личность явлением?
Митрополит Климент: В последнее десятилетие сильный ход набрало развитие электронных технологий. Новый формат книги, аудио- и электронной, вошел в нашу жизнь, и сейчас, я думаю, нет среди молодежи таких, кто не пользовался бы электронной книгой. Но ведь это тоже книга! Да, меняются времена, меняются носители информации, и это нормальное и вполне закономерное явление. Мы ведь не пишем сейчас книги на пергаменте или на каменных дощечках, вместо этого используем бумагу, а теперь все чаще электронные гаджеты. Широкое использование новых технологий не означает, что традиционная печатная книга отживает свой век. Ей еще долго быть с нами, а нам с ней. Я придерживаюсь мнения, что эти два вида книг не конфликтуют, а дополняют друг друга. В электронной книге легче найти нужное место или нужную цитату, она удобней при путешествии, поскольку нетяжелого веса, в памяти хранит десятки книг. Аудиокнигу можно слушать в дороге, но вечером, завершив рабочий день, особенно в офисе за компьютером, намного приятней сесть на диван, открыть печатную книгу и почитать для души. Читая печатную книгу, человек поистине получает удовольствие. Удобней печатная книга, и когда человек занимается научным исследованием. Он может на столе разложить десяток книг и сосредоточенно работать. Ну и совсем невозможно себе представить отшельника, читающего правило по электронной книге. Молиться легче, когда держишь в руке печатный молитвослов.
РГ: Каково место православной книги в мире современных книг? Что такое православная книга сегодня?
Митрополит Климент: Сегодня в России среди всей издаваемой литературы доля православной составляет меньше 5 процентов. Почему? Можно назвать ряд причин, но самой важной, пожалуй, является принцип формирования книжного распространения. На сегодня почти 70 процентов православной книжной продукции, включая аудио- и электронную книгу, выпускают частные издательства, у которых главный принцип - прибыль. Это неправильно. Православное книгоиздательство и распространение должны приобрести миссионерский характер. Издатель должен выходить к читателям и исходя из соображения духовной пользы. Православная книга должна формировать правильный внутренний настрой человека, развивать веру, деятельной делать любовь, приводить человека к Богу. Наш современник образован, а окружающий его мир имеет развитую систему информации. Но в большинстве случаев эта информация агрессивная и растлевающая его душу.
Сегодня не хватает хорошей православной детской, подростковой литературы, книг для молодежи. У каждого возраста своя психология, интересы, своя возрастная культура. Мы говорим, что мир быстро меняется, но не учитываем, что и детский мир меняется быстро. Сейчас дошкольник может работать на компьютере, и смартфон вызывает у него вопрос "Какой марки?", а не "Что это такое?". Я порой слышу от родителей, что ребенок не хочет читать. И знаю, почему это происходит: у нас недостаточно такой литературы, которую ребенок, взяв в руки, не хотел бы выпускать. Мы сейчас ставим перед писателями и издательским сообществом задачу: дайте такую литературу. Необходимо, чтобы она была православной, формировала в ребенке добрые начала, была хорошо издана и соответствовала детской ментальности. Нам нужно больше хороших детских книжек, ведь именно с них начинается "завтра" нашей страны, нашего народа.
Правда, и родители должны понять, что любовь к книге у ребенка зависит от семьи. Если ребенок будет видеть родителей читающими, то и у него появится желание читать. Если родители не будут жалеть время для беседы с ребенком о прочитанном, то ребенок будет более внимательным читателем. Конечно, легче поставить ребенку мультфильм или посадить его играть в электронные игры, но что это даст ему? Не вред ли, как душевный, так и интеллектуальный? А хорошая книга помогает развитию у ребенка веры, любви, она развивает в нем добрый залог его будущего и будущего нашего отечества.
РГ: Мы знаем, что в мире православной книги появились важные маркировки. В частности, список книг, которые не рекомендованы к распространению как православные. Читаю письма святителя Феофана Затворника и встречаю в них ссылки на такого рода "неверные" книги еще в XIX веке. Расскажите о книжной политике Церкви в этом вопросе.
Митрополит Климент: Позиция Церкви по данному вопросу довольно проста и ясна. Мы хотим, чтобы через церковную книжную сеть реализовывалась только та литература, которая на самом деле является православной и душеполезной. В наше время появилось большое число околоцерковной литературы, содержание которой порой наполнено оккультными, еретическими и даже языческими воззрениями. Это очень опасно, и мы призываем издателей ответственно подходить к выбору издаваемой литературы. В чем здесь проблема? Когда человек приходит в храм и приобретает книгу, он надеется, что, прочитав ее, получит правильный ответ на волнующие его вопросы. Ну а если книга дает неправильный совет, то этот человек вредит себе, и получается, что в этом участвует и Церковь. Чтобы это предотвратить, при Издательском совете образована Коллегия по рецензированию. Каждая книга внимательно рассматривается на ней, и ей присваивается гриф. Это не цензура, гриф дает право на распространение издания через церковную книжную сеть.
РГ: До революции самыми читаемыми книгами среди грамотных людей России были "Лествица" и "Поучения аввы Дорофея". Какие книги лидируют сегодня? Есть ли спрос на личности и авторов? Есть ли запрос на древние, первоотеческие книги, или особо острая нужда в современном разговоре о вере? Важны ли мировоззренческие споры между верующими и неверующими людьми? Появятся ли у нас новый Шмелев, Зайцев или хотя бы Никифоров-Волгин?
Митрополит Климент: Удивительно, но факт, сегодня одними из самых популярных книг все так же являются "Слово духовное в тридцати главах" преподобного Иоанна Лествичника, или, как чаще называют этот труд, "Лествица", и "Душеполезные поучения" аввы Дорофея. Если обратиться за данными к довольно справедливой статистике по рецензированию книг Издательским Советом, то можно отметить, что солидную часть из них составляют святоотеческие творения и переиздания Священного Писания. Раз их издают, значит, они востребованы читателем, значит, люди читают святых отцов. Причем не отдается особого предпочтения древним или современным отцам, все они пишут о том, что актуально в любое время. Но кроме святоотеческой литературы есть и художественная, направленная на развитие в человеке высоких духовных и нравственных идеалов. К сожалению, большинство из таких книг является лишь очередным переизданием трудов упомянутых вами авторов, а не новыми произведениями наших современников.
РГ: В позапрошлом году была учреждена Патриаршая литературная премия. Кого и что хотелось больше всего ею поощрить?
Митрополит Климент: Премия предназначена в первую очередь для светских писателей, которые вносят значимый вклад в дело духовного развития нашего общества. Возможно, благодаря Патриаршей литературной премии у нас появятся "новый Шмелев, Зайцев или хотя бы Никифоров-Волгин". Ведь основная ее цель - поддержать тех авторов, которые своими трудами укрепляют духовные и моральные традиции нашего народа.
РГ: Что вы сами читаете, владыка? Что является вашим излюбленным чтением?
Митрополит Климент: Люблю читать литературу, которая раскрывает смысл жизни, заставляет задуматься о том, почему и для чего человек существует. Это мне придает уверенности в моем пути. Люблю читать о современных подвижниках веры, особенно об афонцах. Они жили не так давно, они - наши современники, но их слова подтверждают, что наставления древних отцов Церкви актуальны и сейчас. Кроме того, так как я принимаю непосредственное участие в подготовке к изданию полного собрания творений святителя Феофана, затворника Вышенского, то в настоящее время мне приходится довольно много читать трудов этого великого святого нашей Церкви. Многие вещи перечитываю не первый раз, но больше убеждаюсь в силе духа этого святителя, в актуальности его духовных наставлений. К тому же я продолжаю исследование по теме Русская православная церковь на Аляске. Мне приходится довольно много работать с архивными материалами и рукописями, что по-своему прекрасно. Беря в свои руки старые страницы, ты как будто прикасаешься к тем далеким временам, становишься их участником. Открываешь непознанный для себя доселе мир, в котором находишь много прекрасного и удивительного!