Павел Зарудный: В российском биатлоне созданы предпосылки к возникновению революционной ситуации

К биатлону в нашей стране всегда относились очень трепетно. По статистике, советская и российская сборные "на пару" имеют 18 золотых, 9 серебряных и 12 бронзовых медалей на Олимпиадах. Хваленые немцы, несмотря на наличие Нойнер, а норвежцы с Бьорндаленом находятся позади.

Нас годами приучали к успехам российских женщин, взлетам мужчин - не только на Зимних играх, но и на чемпионатах, этапах Кубка мира. В конечном итоге медалеемкость, динамика, непредсказуемость позволили гонкам на лыжах со стрельбой стать одним из главных зимних видов спорта в нашей стране. Причем не только для болельщиков, но даже для телевидения. Удивительное дело, но, по оценкам коллег-телевизионщиков, соревнования биатлонистов по рейтингу едва уступают футболу и почти на равных соперничают с хоккеем, прилично опережая "Формулу-1"!

Жаль только, что в этом году, кроме регулярных трансляций на "России-2", а также показа мирового чемпионата на Первом канале (обычно не балующем любителей спорта) особых поводов радоваться за своих у нас не было.

Редкие призовые места по ходу Кубка мира, провальный чемпионат мира в Ханты-Мансийске, где россияне стали лишь шестыми в общем зачете - с тремя мужскими медалями из серебра, создали предпосылки к возникновению революционной ситуации.

Снизу наседали болельщики, огорошенные не только слабой стрельбой и ходом по дистанции наших "звезд", но и их откровенным хамством. Любители спорта начали писать открытые письма в адрес первых лиц федерации и даже государства с требованием привести вид спорта в порядок. Ну а "верхи" - заслуженные ветераны и специалисты, вместе с представителями СМИ проводили "разборы полетов", отыскивая многочисленные слабые и проблемные места в нашей сборной, а также в руководстве Союза биатлонистов России. Минусов нашли много, вот только гневные выступления со стороны напоминали стрельбу по воробьям - сколько не стреляй, все равно прилетят обратно...

Чиновники СБР, по старой русской традиции, отбивались от наскоков общими и ленивыми фразами о светлом будущем, ну и, разумеется, искали крайних. В роли главного "лузера" выступил наставник женской сборной Анатолий Хованцев. Его увольняли в новом формате - прямо по ходу эстафетной гонки в Ханты-Мансийске, в прямом эфире.

Таким щедрым подарком от президента Союза биатлонистов - господина Прохорова незамедлительно воспользовались представители сборной Казахстана, с которой Хованцев, судя по всему, продолжит работу. Не будет в нашей команде в следующем сезоне и работавшего несколько лет старшим тренером мужской сборной Владимира Аликина. Его знания оказались очень востребованы в Белоруссии.

А что же останется нам? Пока что лишь обещания президента СБР Михаила Прохорова и исполнительного директора союза биатлонистов России Сергея Кущенко. Последний в одном из интервью попытался проанализировать причины провала и изложить концепцию развития этого вида спорта на ближайшие годы. На вопрос - почему у нас все так плохо в этом сезоне, ответил неожиданно: оказывается, мы с вами стали свидетелями эксперимента, который проводили с национальной командой в сезоне 2010-2011.

"Я могу признать, что мы допустили информационную ошибку. Изначально мы заявляли о том, что делаем пробы, начинаем эксперимент. В том числе пытались опробовать индивидуальную систему подготовки. С тем же Иваном Черезовым это сработало. Уверенно поработали с Андреем Маковеевым, который провел один из лучших чемпионатов. Максим Максимов так и вовсе готовился индивидуально к чемпионату мира. Все это говорит о том, что в мужской части направление выбрано правильное и его необходимо продолжать, подтягивая молодежь", -  сообщил господин Кущенко.

Что касается женщин, которые остались в столице Югры без наград, то  Кущенко убежден, что "в женской команде не справились с балансом":

- Яна Романова, Света Слепцова, Анна Булыгина фактически пропустили сезон. Они делали очень большую работу, но она не принесла никакого результата. И с этим надо разобраться. Ошибка была допущена намного раньше чемпионата мира. Все, кто сегодня выигрывает, делали ставку на скоростную и функциональную подготовку. Ну что сделать с Магдаленой Нойнер? Надо иметь такую же Нойнер. Или что делать с Тарьей Бе и с Эмилем Свендсеном? Мы не можем отставать от тех, кто сегодня диктует условия. Нам необходимы конкурентоспособные атлеты. После Олимпиады от нас ушли тренеры, которые ставили стрельбу. И не потому, что не хотели работать, а по причине того, что они уже прошли два олимпийских цикла и кто-то просто захотел сосредоточиться на личной жизни.

Кущенко признал, что волшебства нам ждать не приходиться, а вот выход предложил такой: в корне поменять всю систему, а вместе с этим искать тренеров-стратегов, используя опыт в том числе и лыжных гонок.

А действительно, почему бы не пригласить в биатлон наших великолепных мастеров, скажем, Алексея Петухова или Максима Вылегжанина (который на равных может соперничать с лучшим лыжником планеты - норвежцем Нортугом!) Вот и Максим признался, что под занавес карьеры попробует себя в биатлоне:

 - Мне нравится стрелять и смотреть биатлон. Не раз задумывался о том, чтобы попробовать себя в этом виде спорта. Может быть, когда-нибудь и получится.

Ну а пока лыжные гиганты думают, нам с вами осталось посмотреть четыре заключительные гонки - в рамках последнего этапа Кубка мира в Холменколлене. Впрочем, не знаю, что должно случиться, чтобы заставить наше плохонькое, но любимое ружье выстрелить, даже в самом финале биатлонной пьесы.