Посещение лондонского кладбища "Голдерс грин", в колумбарии которого ровно восемьдесят лет назад нашла приют урна с прахом русской балерины Анны Павловой, в программе визита спикера Совета Федерации Сергея Миронова в Великобританию не значилось.
Однако Миронов настоятельно попросил членов российской делегации все-таки отправиться на "Голдерс грин", чтобы возложить цветы. Анна Павлова - не просто легенда, национальная гордость, но и то, что роднит Россию и Соединенное Королевство. Российско-британские отношения сейчас далеки от идеальных. Лондон пока не готов к диалогу по двустороннему визовому соглашению и пересмотру ограничительных мер в отношении выдачи виз российским официальным лицам. Процедура получения виз в Великобританию для российских граждан, как заметил Сергей Миронов, самая сложная, несмотря на то, что наши туристы ежегодно оставляют в туманном Альбионе около 500 миллионов фунтов стерлингов - примерно столько же, сколько американские туристы. Британская сторона по-прежнему отказывается от любых контактов с ФСБ России, "сводя к нулю российско-британское взаимодействие в области противодействия терроризму". Одновременно британские правоохранительные органы не торопятся исполнять запросы Генпрокуратуры России о выдаче находящихся на британской территории российских граждан, в отношении которых в России возбуждены уголовные дела. "Около 40 запросов было направлено с 2002 года, - уточнил Миронов, - но власти Великобритании отвечают на них категорическим "нет", ссылаясь на то, что судебная система не принимает таких решений, и никто на нее повлиять не может".
"Вспомним шпионский скандал с нашей гражданкой, работающей в Великобритании, вспомним позицию Лондона по некоторым нашим внутренним делам, которые, прямо скажем, его не касаются", - перечислял российский спикер проблемные точки. Однако, по его словам, британское коалиционное правительство консерваторов и либерал-демократов взяло курс на прагматизм, "коммерчески ориентированную дипломатию", и в наших прохладных отношениях стали проявляться признаки перемен к лучшему. И Миронов не думает, что этим переменам может помешать позиция Великобритании по Ливии. В понедельник депутаты Палаты общин после шестичасовых парламентских дебатов проголосовали за поддержку резолюции 1973 Совета Безопасности ООН об установлении бесполетной зоны над Ливией. Сергей Миронов как раз присутствовал на начале этих дебатов. И отметил, что за резолюцию выступали представители всех ведущих политических сил страны - и входящая в правящую коалицию Консервативная партия, и либерал-демократы, и оппозиционная Лейбористская партия. В Палате лордов, которую посетил Сергей Миронов, также поддерживают участие Британии в военной кампании в Ливии. Однако нынешнее положение дел, по словам российского спикера, вызывает у британских парламентариев, как, впрочем, и у наших, много вопросов и опасений. "Парламентарии надеются, что эта кампания будет краткосрочной и приведет к каким-то результатам, - сказал Сергей Миронов. - "Каким-то" остается за скобками, поскольку любой вариант, в результате которого господин Каддафи прекратит руководить Ливией, будет считаться выполненной миссией". Однако члены Палаты лордов, как отметил Миронов, волнуются, что кампания может затянуться и привести к необходимости наземного наступления. "А не дай бог появятся жертвы среди военнослужащих", тогда, как полагает российский спикер, позиция британского парламента "изменится на противоположную". "Закрытое небо" является на самом деле мощной военной операцией. С применением ракет и ВВС. Но когда начинают "говорить пушки", уже включается логика войны, а не логика дипломатии", - заявил Миронов, заметив, что ему представляется полезным, что коллеги в Великобритании еще раз услышали российскую озабоченность по поводу уже имеющихся жертв среди мирного населения.
Во время своего двухдневного визита в Великобританию Сергей Миронов встретился также с принцем Майклом Кентским, предложил лорд-спикеру Палаты лордов парламента Великобритании Хелен Хейман создать группы друзей для укрепления межпарламентских связей, провел переговоры в парламенте Шотландии и выступил с лекцией в Эдинбургском университете о развитии российско-британских отношений. "У нас все-таки настолько больше общего, настолько у нас большая совместная работа по противодействию тем угрозам, тем опасностям, которые есть, что существующие псевдопроблемы в наших отношениях должны уходить на второй план", - вот главное, в чем хотел убедить российский спикер своих слушателей и всю Великобританию.