Пока вчера в Брюсселе одни пытались стабилизировать зону евро и усилить экономическое управление ЕС, другие по соседству никак не могли договориться, чтобы минимизировать удар по общеевропейскому бюджету от боевой операции коалиции в Ливии.
Съехавшимся в четверг в бельгийскую столицу на двухдневный саммит главам государств ЕС наверняка пришлось "с корабля" вживаться в роли пожарных и спасателей. "Наша задача в том, чтобы Европейский Совет принял широкий комплекс мер, которые должны позволить нам перевернуть страницу финансового кризиса и продолжить наш путь к экономическому росту и устойчивой занятости", - говорится в письме председателя ЕС Хермана Ван Ромпея главам европейских государств и правительств. Впрочем, подчеркнуто оптимистичный тон приглашения резко контрастирует с теми темами, которые на самом деле обсуждаются на пленарных заседаниях и в кулуарах саммита. Ведь в действительности главам еврогосударств приходится в авральном порядке залатывать финансовые дыры и искать выходы из крайне взрывоопасных ситуаций.
Как ожидается, в пятницу лидеры ЕС все же примут давно запланированный и широко разрекламированный пакет антикризисных экономических мер. В том числе по укреплению Европейского фонда финансовой стабильности и созданию Европейского механизма стабильности. Однако очевидно, что на этот раз Евросоюз явно отстает от быстроменяющейся действительности. На южных границах Европы настоящий пожар. Причем не только политический, но и гуманитарный. Воздушная операция коалиции над Ливией высасывает из европейских бюджетов все больше миллионов. И ничто пока не предвещает быстрого хепи-энда. Не менее затратной для ЕС в итоге, скорее всего, окажется и огромная волна беженцев из стран Северной Африки. Палаточные городки и пункты "временного" размещения растут как грибы. И пока ни у кого нет идей, куда из южной Европы перенаправить этот людской поток. Кроме того, ЕС не может остаться в стороне и не помочь тонущей в проблемах Японии. Не стоит забывать и о том, что в самой Европе сейчас далеко не все государства могут похвастаться сбалансированными бюджетами. Никто не снимал с повестки дня ЕС финансовые проблемы Греции, Испании и Португалии.
В этих условиях, казалось бы, нужно не сорить деньгами на военные акции с крайне сомнительным исходом, а всем европейским миром затянуть пояса и начать считать каждый евроцент. С другой стороны, можно понять те государства ЕС, которые не могли безучастно наблюдать за тем, как по соседству через море Каддафи безжалостно расстреливает собственный народ.
Допустим, военной операции в Ливии действительно нельзя было избежать. Но ведь можно постараться минимизировать расходы. Составить четкий план действий и неукоснительно следовать резолюции Совбеза ООН, согласно которой выдан мандат только на обеспечение беспилотной зоны над Ливией. Вместо этого в штаб-квартире НАТО все в том же Брюсселе послы уже неделю не могут договориться даже о том, кто именно руководит операцией коалиции. А это значит, что нет единого центра принятия решений. Нет и конечной цели. В этих туманных условиях деньги могут течь бесконтрольно и рекой. Причем безгранично долго. Эксперты уже заговорили о как минимум тридцатилетней войне с Каддафи.
Впрочем, откладывать накопившиеся проблемы в долгий ящик у лидеров ЕС, а заодно и НАТО, явно не получится. Европейские гласоподаватели все активнее предупреждают: неадекватное разбазаривание и так в конец похудевших европейских фондов будет равносильно политической смерти для многих участников брюссельского саммита. Вчера на улицы Брюсселя вышло до тридцати тысяч митингующих. В пятницу их, очевидно, будет в разы больше.