Ни один закон столь не подвержен постоянному совершенствованию, как Закон "О средствах массовой информации". На сей раз поправки в него внес Валерий Комиссаров, покидающий пост председателя думского комитета по информационной политике. Законопроект прошел первое чтение. Но на днях Общественная палата совместно с президентским советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека создала рабочую группу для подготовки изменений в Закон "О СМИ". Она займется и правкой тех самых поправок. Ибо если они вступят в силу, то, по мнению советника президента Михаила Федотова, "закон о СМИ перестанет действовать, а все СМИ окажутся вне правового поля".
В числе предложенных поправок была и такая: все интернет-сайты причислить к средствам массовой информации. По этой логике, заметил Михаил Федотов, "сайт магазина автозапчастей - это СМИ". Значит, "хозяин магазина обязан создать в магазине редакцию, а на складе запчастей у него должны работать журналисты".
Отрицательный отзыв на законопроект дала и Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ). По словам ее президента Эдуарда Сагалаева, документ нуждается "в серьезной и даже концептуальной правке". "На первый взгляд, ничего тоталитарного в нем нет, - сказал глава НАТ, - но когда вчитываешься в детали, хорошо представляешь, к чему это может привести на практике". Вот одна из таких "деталей": основанием для отказа в выдаче лицензии может служить "предоставление неполного комплекта документов". С участниками этой процедуры, считает Сагалаев, будет происходить то же самое, что происходит с "неугодными кандидатами, которым отказывают в регистрации из-за неправильно оформленных документов". А Павел Гусев, председатель Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации , сказал, что с такими поправками "закон может стать инструментом в борьбе с инакомыслящими СМИ, топором в руках региональной власти".
Закон о СМИ был принят в 1991 году и с тех пор существенно не обновлялся. Подготовкой новой его редакции занимается созданная фракцией "Единая Россия" рабочая группа во главе с первым вице-спикером Олегом Морозовым. Помимо депутатов в нее входят члены Совета Федерации, Общественной палаты и Союза журналистов.
Свой пакет поправок представили на рассмотрение и авторы действующего закона Михаил Федотов и Юрий Батурин. Концептуально эти поправки ничего не меняют в нынешнем законодательном положении прессы. "Мы только переводим закон на современный юридический язык", - объяснил Юрий Батурин.
В чем же трудности перевода? На первый взгляд, они лишь в том, как привязать статьи действующего закона, принятого в год распада СССР, к современным реалиям. Некоторые нестыковки между "тогда" и "теперь" достаточно очевидны. Скажем, по закону о СМИ главного редактора избирает редакционный коллектив, но сегодня все редакции являются акционерными обществами, где руководителя печатного издания или телеканала назначают акционеры. Подобные расхождения действующего закона с новой реальностью носят скорее терминологический характер и могут быть легко устранены без ущерба для свободы слова.
Но есть посложнее задача - учесть в новой редакции закона происшедшие за двадцать лет организационные, технические, экономические изменения. Прежде всего в сфере производства и распространения электронных СМИ. Речь о том, чтобы ввести в правовое поле кабельное, спутниковое и нарождающееся цифровое телевидение.
Законодателям хочется заодно "упорядочить" и Сеть. Кто-то считает, что интернет-сайты, аудитория которых не менее тысячи посещений в день, необходимо подвергнуть обязательной регистрации, придать им статус средств массовой информации и в случае чего - штрафовать, лишать лицензии. Но это даже технически невозможно. Посещаемость сайта постоянно меняется, и получается, что сегодня его можно считать средством массовой информации, а завтра уже нет. Кроме того, единой методики подсчета посещений сайтов не существует. Наконец самое главное: регистрация СМИ носит уведомительный, а не разрешительный порядок.
Надо признать: формально оставаясь лишь средством коммуникации, Интернет стал мощным инструментом воздействия на общество. По охвату аудитории и влиянии на нее он сравнялся со СМИ. Не случайно компания "Яндекс" отказалась от рейтинга самых популярных записей в блогах. Этот рейтинг из бесстрастного инструмента статистики превратился в медийную площадку для раскрутки какой-либо темы, для рекламного продвижения товаров и услуг, для трансляции мнений, в том числе политических. "Мы приняли решение прекратить поддержку сервиса, - сказал менеджер проекта. - Сервис, который изначально создавался как зеркало, отражение блогосферы, стал усилителем, медиа-инструментом".
Кто-то считает, что "Яндекс" таким образом ввел цензуру. Кто-то, напротив, приветствовал закрытие рейтинга, полагая, что был он искусственным и давал искаженное представление о популярности тех или иных записей в ЖЖ. Как бы то ни было, медийный потенциал Интернета действительно очень значителен и не учитывать это нельзя.
Почти двадцатилетнюю практику применения закона о СМИ недавно обобщил Верховный суд. В его постановлении - этим оно и ценно - дана точная, не допускающая вольного понимания юридическая трактовка типичных случаев из этой практики.
Ну, например... Газета, телеканал, радиостанция не несут ответственности за материалы, переданные информагентствами.
Или: за высказывания чиновника, сделанные для прессы, отвечает он сам, а не СМИ. Нечто подобное и в отношение Сети: интернет-издания не отвечают за комментарии читателей на форуме сайта.
Или еще одно разъяснение: публичные политики не вправе считать себя абсолютно свободными от вмешательства прессы в их частную жизнь. Распространение информации о неслужебной деятельности чиновника, депутата или партийной персоны законом допускается, если это требуется "для обнаружения и предотвращения угрозы демократическому правовому государству, общественной безопасности, окружающей среде".
Казалось бы, что еще надо? Действующий закон о СМИ отвечает мировым стандартам свободы слова, он достаточно эффективен, в нем все сбалансировано. Но, видно, нет предела совершенству. То вносится законопроект, согласно которому "осуществление всего телевизионного вещания и радиовещания, а также оказание социально значимых услуг в сети Интернет" следует "отнести к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". То депутат Шлегель требует запретить прессе "в любой форме воспроизводить заявления лиц, находящихся в розыске или осужденных по обвинению в причастности к террористической деятельности".
Закон о СМИ работает. Он не устарел. Снабжать его бесчисленными поправками - только портить.