Марат Хуснуллин: Программы, уплотняющие существующую застройку в Москве, будут пересмотрены

В редакции "РГ" побывал на "Деловом завтраке" новый глава столичного стройкомплекса заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. Разговор шел о градостроительном развитии столицы, дорожном строительстве, сносе пятиэтажек и других проблемах застройки города.

Магистраль навылет

Российская газета: Новое правительство Москвы начало свою деятельность с разработки программы транспортного строительства. Ее выполнение во многом зависит от строителей, перед которыми поставлена задача за пять лет создать почти на 2 миллиона машино-мест парковок и тем самым освободить проезжую часть, лучше использовать имеющуюся дорожно-уличную сеть и построить новые магистрали, которых не хватает сегодня городу. Эта работа длительная. Как оценивать ее эффективность?

Хуснуллин: Жесткой формулы нет. Будем работать над конкретными задачами. Например, по Ленинградскому шоссе через канал им. Москвы транспортный поток двигается по одному мосту. К июню откроем второй мост, и Ленинградка поедет. Далее на очереди следующая проблема - "узкое горлышко" магистрали в районе Химок. Реконструкцию и этой части дороги Москва взяла на себя. Продлим до 24-го километра, то есть до поворота на Шереметьево, выделенную полосу для общественного транспорта, сделаем вдоль трассы парковки, заездные карманы и другие локальные мероприятия. Проектные работы идут. К середине лета, думаю, строители выйдут и на саму магистраль.

РГ: Локальные мероприятия запланированы и по другим вылетным магистралям столицы?

Хуснуллин: За последние два-три месяца мы объехали их все и по всем приняли решения. Например, чтобы разгрузить Варшавку, параллельно основной трассе будут проложены 46 километров дополнительных дорог, добавится порядка 7-8 пешеходных переходов и разворотная эстакада, изменятся режимы работы светофоров. И такая работа будет проведена по всем 18 магистралям.

РГ: Встала проблема увеличения пропускной способности и Кольцевой автодороги?

Хуснуллин: Да. Принято решение расширить МКАД с помощью строительства дублеров и съездов и выездов. Это не требует огромных затрат, но способно дать эффект. Сейчас съезд-выезд здесь происходит, как правило, на одной полосе, и еще полполосы используется для того, чтобы можно было встать. Почему же не сделать две полные полноценные полосы на въезд и выезд?

РГ: Сколько участков планируется подвергнуть реконструкции?

Хуснуллин: Мы прошли уже западный и южный сектора, обнаружили 32 участка, которые можно расширить. Очень важны хордовые соединения между магистралями. Они позволят избегать перепробега, который люди сейчас вынуждены делать, чтобы попасть с одной дороги на другую.

РГ: Правительство Москвы сознательно избегает новых проектов?

Хуснуллин: Будем строить и новые трассы. В числе первых - северный дублер Кутузовского проспекта. По первоначальному проекту его строительство стоило более 100 миллиардов рублей, так как дорога почти вся была в эстакадном исполнении. Это очень дорого для Москвы. Я пешком обошел половину будущей дороги, посмотрел, нельзя ли ее удешевить. Сейчас смотрим, где дорогу можно опустить на землю, а где - направить в полосу отвода железной дороги. Стало очевидно, что цена стройки может быть раза в два ниже. Этот проект нужен городу. Планируются три развязки: Бусиновская, Молодогвардейская и развязка по направлению Москва-Ногинск.

Московские ограничители

РГ: Московская область, со своей стороны, займется такой же работой?

Хуснуллин: Это один из основных вопросов, которые мы ставим в процессе работы над планом транспортного развития Московского региона: если со стороны столицы у дороги четыре полосы движения, то и со стороны области их должно быть не меньше. Понимание с Минтрансом России и администрацией Подмосковья достигнуто. Но беспокоит, что в областном бюджете заложено мало средств на дорожное строительство - 35 млрд по сравнению с 200 московскими млрд.

Дело в том, что Москва не может развиваться изолированно, у нее имеются ограничители. С одной стороны - перегруженное Садовое кольцо и то, что в его пределах. В принципе там уже ничего строить нельзя. Там нужно завершить все начатые проекты, благоустроить территорию, сделать зону стабилизации, привести в порядок фасады. Понятно, что какие-то объекты там все равно будут возводиться. Но массового строительства в центре не будет.

Второй сдерживающий фактор - Московская область. Какой бы план развития города ни разработать, если его не согласовать с Подмосковьем, это будет напрасной тратой денег. Не случайно на совместных коллегиях двух правительств мы обсуждаем градостроительные планы развития Москвы и Московской области. Нужно прописать всё: где пройдут дороги и инженерные коммуникации, какая нужна социалка, сколько жилья, а главное - рабочих мест. У нас миллион трудовых мигрантов, которые утром едут на работу в Москву, а вечером - из Москвы домой. Поэтому так важно создание единого генплана с Московской областью.

РГ: Единого? Вы не оговорились?

 
Видео: Сергей Минабутдинов

Хуснуллин: Юридически у нас нет такого права, Москва и область - разные субъекты Федерации, у нас - свой Генплан, у них - свой. Но можно скоординировать эти планы. Концепцию единого генплана хотим подготовить уже к лету.

РГ: Это будет единый план развития двух субъектов?

Хуснуллин: Совершенно верно. Недавно с мэром мы ездили в Зеленоград, один из городских округов. Возник вопрос: на какое количество мест там строить поликлиники, больницы? Ведь в наши дни человек с полисом медицинского страхования может обслуживаться в любом лечебном учреждении, значит, в московские поликлиники возможен наплыв из области. Почему? Потому что в Подмосковье их не хватает. Дисбаланс необходимо ликвидировать. Сначала - в пограничных районах Москвы и области, затем - в районах вокруг МКАД, потом - вокруг ЦКАД, дальше - вплоть до самых границ Московской области. То же самое и в отношении развития метро, которое будет строиться с учетом развития железных дорог. Словом, одно накладывается на другое.

РГ: То есть регион фактически становится единым?

Хуснуллин: Экономически - да. Хотя административно останется все равно два субъекта. Мы просто исходим из того, что примыкающие к Москве районы тоже должны развиваться. Именно туда уже перенацеливаем инвесторов. Вот, скажем, построила Москва в Люберцах 220 тысяч квадратных метров жилья, подвела туда инженерные сети, дорогу. Построила школу - детям же надо учиться! Вложила в ее сооружение бюджетные деньги. Возникает вопрос: кому содержать эту школу? Казалось бы, раз она находится в собственности Москвы, то и содержать ее должна Москва. Но де-юре школа находится на территории Московской области, значит, по Бюджетному кодексу это - обязанность области. Поэтому столица решила взять на себя развитие всей территории микрорайона. Но сначала надо определиться: сколько населения на ней может жить? Какую инфраструктуру необходимо создать? Привлечь инвесторов, которые, в свою очередь, позаботятся о занятости людей, покупающих там квартиры.

РГ: А что область просит взамен?

Хуснуллин: Ее интересуют прежде всего транспортные вопросы. Решить их выгодно всем, так как без этого не будет и капитализации данных земель. Что толку от территории, которую невозможно обеспечить? Поэтому мы можем спокойно договориться о строительстве вокруг города, нам это выгодно. Ведь тут и налоги, и расширение рынка сбыта. Конкретный механизм развития наших пограничных территорий и превращения их в точки роста выработаем с Подмосковьем на примере одного проекта. Москва может дать области многое. У столицы имеется запас мощностей по воде, теплу, электричеству, которых так остро не хватает Подмосковью.

РГ: Интерес Москвы к окраинам понятен: в центре уже строить нельзя, плотность застройки достигает всех разумных пределов. Поэтому и идет развитие города в основном за счет окраин и прилегающих к границам территорий?

Хуснуллин: Да, будем развивать столицу именно за счет таких городов-спутников и организованных поселков.

Почем столб воздуха

РГ: Промышленные предприятия столица будет выводить в Подмосковье? До сих пор они уезжали дальше - металлургическое производство, например, было перебазировано в Ярославскую область.

Хуснуллин: Вы задали очень важный вопрос. Столица действительно стоит перед необходимостью реорганизации 100 промышленных территорий. Московская область предложила под них 100 площадок. Переводить предприятие или нет - решать частнику, их хозяину. Городские власти могут только стимулировать процесс или наоборот, пытаться сохранить данное производство в городе. Это зависит от того, насколько предприятие полезно для города, сколько на нем рабочих мест, какой оно дает подоходный налог в бюджет. Для субъекта важны источники дохода - подоходный налог, налог на имущество, на землю. Вот почему спешить с выводом предприятий нельзя. Но и с теми, кто хочет остаться, нужно внимательно разбираться. Наверняка среди владельцев предприятий, расположенных в промзонах, найдутся желающие увеличить плотность застройки с нынешних 15 тысяч квадратных метров недвижимости на гектар до 200 тысяч под те же офисные и торговые центры. Это сделает их богатыми людьми, но создаст городу новые транспортные, социальные проблемы, что мы считаем недопустимым. Значит, городские власти должны твердо сказать: "нет". Пришло время осознать, что свою цену в Москве имеет не только участок земли, на котором что-то можно построить, но и все окружающее пространство. За то, чтобы это пространство оставалось комфортным для проживания отвечает государство в лице правительства субъекта федерации. То есть правительство Москвы.

"Хрущобы" ничто не спасет

РГ: Москвичей волнует судьба пятиэтажек. "Городские власти обещали снести пятиэтажки. В нашем районе половину уже снесли и жителей расселили в новые квартиры. Мой дом стоял в плане как раз на 2011 год. Но в управе говорят, что финансирование программы прекращено и сноса домов больше не планируется. Это так? Скажите об этом честно, чтобы люди не сидели на чемоданах", - пишет в "РГ" Екатерина Звягинцева.

Хуснуллин: Пятиэтажки сносились по двум основным программам. Первая - осуществлялась на бюджетные деньги, вторая - на средства инвесторов, которые включились в комплексное расселение кварталов. Что касается ответственности бюджета, то за ним осталось еще 416 не расселенных домов, 82 из них собираемся снести в этом году. До 2014 года хотелось бы снести остальные пятиэтажки так называемых серий первого периода индустриального домостроения.

Прежнюю программу реновации жилья, реализуемую за счет инвестиций, мы рассматриваем в рамках программы "Жилище". Она, конечно же, претерпит изменения. Дело в том, что до сих пор инвесторы пытались на месте пятиэтажек в районах сложившейся застройки "вписать" дома повышенной этажности. Этого позволить нельзя, так как их появление может привести к полному транспортному коллапсу. Поэтому программа по каждому кварталу будет еще раз внимательно изучена экспертами и реализована на условиях комплексного развития.

РГ: Можно ли пятиэтажки реконструировать? Как в Берлине, например?

Хуснуллин: В Казани я занимался реконструкцией жилых домов вполне успешно. Вместе с департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства мы готовим сейчас большую программу по капитальному ремонту жилья и в Москве.

РГ: Была еще одна программа - по строительству небоскребов. Называлась "Новое кольцо Москвы". Какова ее судьба?

Хуснуллин: Еще раз повторяю: любые программы, в том числе эта, если приводят к уплотнению существующей застройки и возникновению дополнительных транспортных проблем, будут пересмотрены. Объекты, строительство которых началось, достроим, а контракты на те, что еще на бумаге, пересмотрим. Пока городом расторгнуто 70 контрактов из 270 проанализированных.

РГ: Москвичи опасаются, что изменение градостроительной политики может привести к новому витку цен на квартиры...

Хуснуллин: Цены на жилье прогнозировать сложно, на них влияет очень много факторов. В этом году сдадим примерно 2,7 млн кв. м жилья, в прошлом году было введено 1,7 млн квадратов, однако цены существенно не изменились. Привязываться стоимость к прямому объему вводимого жилья больше не будет.

РГ: Какой объем строительства жилья для Москвы в год вы считаете нормальным?

Хуснуллин: У нас есть инвестконтракты на 7 млн кв. метров, они будут реализованы в ближайшие три года. Остальное зависит от того, насколько раскрутим программу реновации и строительство городов-спутников.

РГ: И последний вопрос, Марат Шакирзянович. Вы долгое время были министром строительства в Татарстане. Глядя на Москву со стороны, у вас возникали мысли: "Я бы сделал иначе"?

Хуснуллин: Конечно, возникали. Например, у Садового кольца нет архитектурного единства. Есть исторические здания с красивым фасадом, а рядом - новоделы с неоднозначным цветовым решением, непонятным с точки зрения архитектуры. На мой взгляд, они не увязаны друг с другом, хотя Москомархитектура должна была выстроить на Садовом единую концепцию. Например, имеют же единое стилистическое решение Ленинградское шоссе, Кутузовский проспект.

Ну и соотношение цена-качество на московское жилье вызывает много вопросов. Например, как умудряются при такой стоимости строить с таким низким качеством? Сейчас мы дали Стройнадзору поручение - усилить требования к приемке жилья по качеству. Иначе нельзя, Москва - столица, для нее качество - требование времени и статуса.