13.04.2011 23:10
    Поделиться

    В Пермском крае программа переселения из ветхого жилья споткнулась о скудость местных бюджетов

    С начала действия федеральной программы капремонта и переселения граждан из ветхого жилья Фонд содействия реформированию ЖКХ уже выделил Пермскому краю более пяти миллиардов рублей. Но подсчитать точное число аварийных домов в регионе и сегодня практически невозможно.

    Дождь из миллиардов

    Конечно, есть официальные цифры: 323 тысячи квадратных метра жилья в Прикамье находятся в аварийном состоянии. А в самой Перми около 900 домов признаны опасными для проживания, и 24 тысячи человек ждут новоселья. Но сколько еще по краю неучтенных и буквально трещащих по швам домов - неизвестно. Инвентаризация жилого фонда не проводилась - ни в городах, ни в селах.

    - Аварийных домов в Пермском крае намного больше, чем их официальное число, - уверена Наталья Князева, заместитель министра ЖКХ Пермского края. - Ведь если органы местного самоуправления признают дом аварийным, у них возникает обязанность дом расселить. А средств в местных бюджетах на расселение ветхих домов, как правило, нет.

    Поэтому большинство городских поселений предпочитают дома ремонтировать - на это потрачена большая часть из пяти миллиардов федеральных средств. И только семь городов края: Пермь, Чайковский, Добрянка, Краснокамск, Очер, Чернушка и Чусовой - позволили себе переселять людей из опасных старых домов. Из 279 сельских поселений Прикамья только два нашли средства на переселение жителей из аварийного жилья.

    При этом, по словам представителей администрации Перми, в краевом центре на расселение уже признанных аварийными домов понадобится около девяти миллиардов рублей, а для расселения не признанных - 15 миллиардов. До сих пор же наибольшая сумма, которую Пермь могла потратить на переселение - это два миллиарда рублей, которые поступили в краевую столицу за последние два года действия федеральной программы по расселению жителей из аварийных домов. Специалисты называют эти суммы беспрецедентными: до сих пор в Перми на расселение аварийных домов тратилось 90-100 миллионов в год - в десятки раз меньше.

    За два года, с учетом софинансирования из местного бюджета, местные власти успели переселить жителей чуть более 200 домов. В министерстве ЖКХ полагают, что время миллиардов прошло: в нынешнем году на переселение жителей из ветхих домов по всему Пермскому краю запланировано только 482 миллиона рублей, заявка на 2012 год еще не составлена.

    Торг не уместен

    "Вам не повезло!" - чаще всего приходится слышать и тем пермякам, которым предстоит переселение из аварийного дома, и тем, кому приходится годами ждать получения нового жилья взамен ветхого.

    - Мы живем в микрорайоне Парковый, а нам предлагают переехать в Левшино! - говорит в отчаянии Анна. - Но у меня дети учатся рядом с домом - им придется поменять школу! Муж потеряет работу из-за переезда - как мы будем жить?! С нами живет свекровь-инвалид, а квартиру предлагают только на 16 этаже, говорят: "Для вас нет других вариантов!"

    Анна и ее семья попали в типичную ситуацию: почти всем переселенцам предлагают новое жилье в отдаленных районах города. Анна просила подыскать для ее семьи другой вариант и услышала в ответ: "Вам не повезло...".

    "Не повезло" прежде всего с условиями программы по переселению: с прошлого года пермские чиновники могут на федеральные средства покупать жилье для переселенцев только у застройщиков, то есть в новостройках, и только по аукциону.

    - К примеру, на торги приходят две компании: у одной жилье в центре города, у другой - на окраине, - рассказывает Мария Сирина, заместитель начальника управления жилищных отношений администрации Перми. - Понятно, что застройщик, у которого дом на окраине, может дешевле всех предложить жилье для закупки. И мы вынуждены выбирать этот вариант. Ведь закон о госзакупках ограничивает нас в возможности купить жилье в том районе, где бы хотелось.

    Так, по словам Марии Сириной, в Перми и Пермском районе складывается парадоксальная ситуация. Жителям, переселяемым из ветхого жилья в Кировском районе, могут предложить переехать в Орджоникидзевский, а жителям Орджоникидзевского - в Кировский. Расселять аварийные дома в пределах одного района для столицы Прикамья оказалось невозможно.

    Лишний квадрат

    "Не повезло" прозвучит и в том случае, когда соблюдается другое условие программы: предоставленная площадь в новом доме соответствует ранее занимаемой.

    - Нас девять человек прописано в комнате площадью 17 квадратных метров! - восклицает Елена. - В том числе двое несовершеннолетних детей и двое инвалидов - разве нет возможности переселить нас в комнату большей площади?!

    В Перми для Елены и других семей, оказавшихся в сходном положении, плохим, но единственным утешением может служить то, что теперь они будут жить не в старой коммуналке, а в коммуналке, пахнущей свежим ремонтом. Потому как лишние квадратные метры для ее большой семьи закупить можно, но только за счет городского бюджета, а не за счет федеральных средств.

    В Перми бюджетных средств для Елены с ее домочадцами и аналогичных семей не нашлось. В отличие от соседнего Краснокамска - единственного города, откуда в краевое министерство не приходили жалобные письма переселенцев.

    - Мы потратили 22 миллиона средств из бюджета города, чтобы купить для наших жителей дополнительные квадратные метры, - объяснил Владимир Трусов, начальник комитета имущественных отношений администрации Краснокамска. - Допустим, человек проживает на девяти квадратных метрах в аварийном бараке, а мы закупаем для него и для его соседей квартиру, где размеры комнат по 12-16 "квадратов". Мы вынуждены поселить его в комнате большей площади и заплатить за эти лишние метры.

    Впрочем, Краснокамск мог поступить по примеру других городов края и отказаться от расселения своих бараков, чтобы сэкономить два десятка миллионов рублей - безусловно, не лишних бюджету маленького города.

    Хотя справедливости ради нужно отметить, что не только скупость мешает руководителям прикамских городов переселять своих жителей из опасных для жизни трущоб. К примеру, в Кудымкаре как раз из-за заботы о местных жителях власти даже не берутся за составление заявки на расселение и не признают ни один дом аварийным - несмотря на то, что около полутора процентов жилого фонда в городе, по словам его руководства, можно считать ветхими.

    - Мы участвуем в программе только в части капитального ремонта жилья, - признает Вячеслав Киселев, заместитель главы города Кудымкара. - Чтобы начать расселять жителей из ветхих домов, нам придется приватизировать все коммунальные сети - по условию программы они должны находиться в частной собственности. Эти расходы неизбежно лягут на плечи потребителя - мы пока не можем себе этого позволить.

    Вышли на улицу

    Для сельских территорий переселение жителей из старого, не видевшего капремонтов муниципального жилья представляется почти невыполнимой задачей.

    - До сих пор мы никак не могли стать участниками программы по переселению, - говорит Елена Захарова, глава Ананьинского сельского поселения Чернушинского района. - Например, по условиям программы жильцы нашего муниципального дома должны были создать ТСЖ, дом должна была взять "под свое крыло" частная управляющая компания - все как в городе. А где у нас в деревне найти частную управляющую компанию?!

    Между тем двухэтажный дом в селе Ананьино уже "падал людям на головы". В нем, построенном 18 лет назад как временное жилье, перемерзала зимой вода, были проблемы с канализацией. Дом признали аварийным еще пять лет назад. Суд предписал главе поселения дом расселить, но пришлось ждать, когда в прошлом году в федеральной программе появилось упоминание про "содействие малоэтажному строительству на селе".

    Бюджет многих сельских поселений по краю - миллион, два в год. На эти деньги в Ананьино и Слудке никакая программа не помогла бы построить малоэтажное жилье для обитателей расселяемого дома. Но здесь научились не распределять районные деньги по деревням, а тратить их по потребностям: например, в один год на все средства всех поселений строят водовод. В прошлом году так построили целую улицу малоэтажных домиков для переселенцев.

    - Люди очень рады новому жилью! - говорит Елена Захарова. - Все уже знают, кто где будет жить. У каждого - по 14 соток земли перед домом, площади квартир - больше, кухни просторные, и - представляете! - даже ванные комнаты предусмотрены!

    Нынешним летом аварийный дом в Ананьино будет расселен - это первый сельский дом в Прикамье за время работы в крае федеральной программы по расселению ветхого жилья.

    Комментарий

    Татьяна Марголина, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае:

    - К нам поступает очень много жалоб от жильцов расселяемых домов. Когда расселение начиналось, людям могли предложить какой-то выбор домов, а сейчас у них только один вариант. Не потому, что изменились условия предоставления жилья - самого жилья стало меньше.

    Нужно добиваться, чтобы при расселении аварийных домов учитывались социальные проблемы семей. Можно в законе прописать типичные случаи: семьи с детьми-школьниками нельзя переселять в удаленные районы, потому что нельзя подростку менять социальную среду - это риск детской преступности. Предлагать людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата квартиры только на нижних этажах - и так далее. Эти положения прописаны в международных правовых актах, но наши суды довольно консервативны и, к сожалению, не руководствуются ими.

    По вопросам переселения из аварийных домов в Перми можно обратиться в управление жилищных отношений администрации Перми, тел. (342) 212-55-86.

    Консультации по комиссионному обследованию домов можно получить в Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края, тел. (342) 236-21-31.

    Поделиться