Новости

19.04.2011 09:39
Рубрика: Культура

Трэш, панк, Peaches и много-много денег

Обзор премьер CD-рынка: R.E.M., Devil Driver, Ксения Федорова

В то время, как отечественные звезды выгадывают, как бы не прогадать с выпуском CD, зарубежные музыканты издают их неизменно. Не пугаясь "пиратов" на торрентах и "пластмассового" формата МР3. И их самобытные альбомы прекрасно расходятся в продажах, в том числе и благодаря российским CD-лицензиям.

mainstream

R.E.M. "Collapse Into Now". Warner Bros. Records

Авторы культового хита Losing My Religion (который не слышали, наверное, только глухие) в начале 2011 года попали в тройку создателей самых чувственных хитов. Очередной альбом R.E.M. ждали как продолжения славной истории: группа по-прежнему считается одной из главных и наиболее "умных" в рок-музыке США. Но вечному интеллигенту и нервно-импульсивному романтику Майку Стайпу & Cо всякий раз мешает стремление быть самыми мыслящими и концептуальными. Так чопорный профессор неуютно чувствует себя в студенческой пивной, и напрасно пытается перекричать толпу со своими историями и истинами…

Вот и R.E.M. за прошлое десятилетие выпустили два диска: Around The Sun - почти политический манифест, и Accelerate, обращавшийся к теме бесконечной молодости, из-за чего в альбоме нашлось место даже и экскурсам в конец 70-х. Поскольку Стайп, что многим сегодня покажется невероятным, начинал карьеру именно с панк-рока - в сент-луисской группе Bad Habits. Тем приятней, что Collapse Into Now - наконец-то оказался просто сборником песен, без претензий на то, чтобы стать очередным диском-манифестом.

Это очень пошло на пользу группе. Нервная гитара и несложные гармонии в ля-миноре, высокий, наэлектризованный голос - то выкрикивающий суждения, то протяжно рассуждающий о жизни и еще возможном счастье, порой вступающая с соло-партиями фирменная для R.E.M. мандолина… На диске очень хороши резвый номер All The Best и пространная, суицидальная баллада Uberlin, отдаленно даже продолжающая рефлексивную тему и мелодику Losing My Religion. Да и завершающий альбом хит Blue - с мелодраматизмом раннего Дэвида Боуи и порой завывающими гармониями.

Collapse Into Now - 12 очень разных песен, записанных не ради какой-то идеи, а оттого, что R.E.M. снова захотелось просто поиграть музыку. Если в "нулевых" знаменитой группе мешала монотонность и назидательность, то нынешний релиз - уже абсолютно не скучный и не высоколобый. Умные люди спели эти песни потому, что накипело на душе. Как и в 90-е лучшие у R.E.M. - красивые и пространные баллады, коих на альбоме почти половина. Но и сотрудничество с параноидальной певицей Peaches или звездой панк-рока 70-х Патти Смит не прошло даром. Бурно отразилось в трех треках, особенно в самом заводном и бесшабашном - Alligator Aviator Autopilot Antimatter.

Тем, кому покажется, что звук группы стал более атмосферным и драматичным, не стоит удивляться. Ведь продюсером и дополнительным клавишником, гитаристом на Collapse Into Now поработал Джекнайф Ли (Jacknife Lee), прежде способствовавший успеху пожалуй лучшего диска группы U2 образца "нулевых" - How To Dismantle An Atomic Bomb.

Наша оценка: * * * *

metall

Devil Draver. "Beast". Roadrunner Records

Пятый альбом американских звезд мирового трэша. Этот квинтет ныне один из самых скоростных, рокочущих и отчаянных. Группа играет так, будто только стартовала мода на трэш и главная икона этого стиля Metallica еще не выпустила свой знаменитый безымянный альбом, прозванный в народе за цвет обложки "Черным". Генераторный, ревущий звук гитар, клокочущий вокал Деза Фафары, часто сбивающийся на воинственное рычание, ударник играющий так, будто в руках у него как минимум 20 палочек. Мало кто играет сегодня так зло и быстро, как Devil Driver.

Новый диск Beast - еще больше про проклятия, смерть, черные души и запрещенные игры с ночными кошмарами, нежели предыдущие. Этот релиз и вправду не для слабонервных. Меж тем, именно такая музыка сегодня собирает стадионы в США: участвуя в разговорах об апокалипсисе и размышляя о конце света, аудитория снова полюбила трэш и black-metal. Сколь темпераментный и яростный, столь и безнадежный в смысле веры в лучшую долю. Это музыка поры стихийных бедствий, цунами и ну очень плохой погоды. Словом, как раз для 2011 года…

Прежде американцы еще позволяли себе перепады настроения, инструментальные развернутые эскалации и даже спонтанные этнические мятежи. Но с 2003 года Devil Driver все больше смещались к хоррор-року. И теперь у них все абсолютно апокалиптично и мрачно. Хотя название группы, кстати, означает колокольчики, которыми итальянские колдуньи изгоняли злые силы. Четверо основных участников в составе неизменны (после первого альбома, признанного неудачным, ушел его основной автор, а на его место рекрутирован по сей день остающийся в группе гитарист Майкл Стрейтцер), однако перемены в музыке внушительны.

Начиная с первого трека Dead To Rights (а Beast - очень цельный альбом) - будто порыв полуночной стихии. Под такие скоростные и мрачно-тревожные треки хорошо мчаться по автостраде сквозь бурю, мимо рушащихся деревьев и вспыхивающих молний. Понятно, что все равно от нее не убежишь. Зато хоть почувствуешь себя столь же яростным и неудержимым. За это, впрочем, Devil Driver и уважают поклонники самой тяжелой музыки. А за этот - пока самый злой в мировом хард-энд-хэви 2011 года, - наверняка, полюбят еще больше.

Наша оценка: * * * 1/2

alternative

Ксения Федорова. "ООм Ра".  "Геометрия"

Те, кто долго переживал о том, что в российском альтернативном роке долго не появляются столь же яркие, непредсказуемые и абсолютно нелогичные, но от того еще более притягательные явления? как группы "Вежливый отказ", "Верба" или лидер "АукцЫона" Леонид Федоров, теперь будут очень довольны. Правда, у новой парадоксальной певицы и артистично-спонтанной, метафорично-ерничающей пианистки - та же фамилия - Федорова. Ксения - дочь известного питерского, а последние годы уже московского музыканта Леонида Федорова. Только для своих музыкальных эксцентрик и нещадных экспериментов со звуком, слогами, эмоциями и настроениями она выбрала не гитару, как именитый папа, а фортепиано.

Даже любопытно. Как уверяют очевидцы, Леониду Федорову акустической шестиструнки хватает максимум на 7-8 эмоциональных и взбалмошных концертов. Если послушать диск Ксении Леонидовны, неминуемо ощущение, что ее инструмент способен приходить в негодность еще быстрее. Ибо удивительно - какие она только из рояля не выплескивает, не выщелкивает и не выбивает  звуки?!

В первой песне, исходно романсовой "Сказочке", Федорова-младшая вдруг начинает орать букву "а". То ли на приеме у отоларинголога, то ли проверяя степень адекватности слушателей… А в треке "Соныя" (и это не грамматическая ошибка) смешивает колыбельную и молитву. Или во "Вздохе" начнет выкрикивать фразу "на выдох", будто учитель физкультуры в радио-уроке, а потом уже скороговорочкой накаркивает "читай на, читай на…." А то и вовсе срифмует трек на четыре с половиной минуты звучания "Красивая". Из таких вот, мало связанных между собой на первый взгляд слов. На второй, впрочем, тоже:

"Тонет, знает, скажет / Видит, может, / Я обнаружил себя маленьким, / Стоящим  во дворе, полным птиц / Вновь заря встает в череде вещей / Я невесом / Я невесомый дом".  Вот собственно и вся песня.

Или вот такая строчка в гарцующей мелодраме "Весна", сделанной с типично питерским стебом (дочка в отличие от папы осталась жить в родном Санкт-Петербурге): "Я буду помнить издалека / О всех живых живее нас". Словом, Ксения Федорова уже во многом перещеголяла своего именитого предка. Диск, кстати, оформлен забавными и столь же парадоксальными картинками художницы Полины Слуцкой. Жаль только - всего 8 треков на 28 минут общего звучания. За это оценка и снижена!

Наша оценка:  * * * 1/ 2

Культура Музыка Поп-музыка Музыка с Александром Алексеевым
Добавьте RG.RU 
в избранные источники