Минфин переработал законопроект о контроле за трансфертными ценами, направил его на согласование в другие ведомства, депутатам и представителям бизнеса. Принятие закона о трансфертном ценообразовании в любом виде приведет к возникновению ряда дополнительных обязанностей у налогоплательщиков. Однако налоговым органам также будет необходимо сформировать и обучить команду экспертов, которые будут способны квалифицированно осуществлять налоговые проверки.
Законопроект значительно изменяет действующие правила трансфертного ценообразования. Важно то, что новыми правилами обязанность доказывать соответствие применяемых цен рыночному уровню фактически перекладывается на налогоплательщиков. Налогоплательщикам предстоит более тщательно отслеживать уровень применяемых цен в течение всего периода взаимоотношений с контрагентами и подготавливать документацию, содержащую всю необходимую информацию о сделках, включая расчет рыночного уровня цен.
Критерии контролируемости сделок, включающие предмет, стороны и условия сделок, которые попадают под внимание налоговых органов, достаточно подробно прописаны в законопроекте. В частности, контролируемой сделкой будет признаваться любая совершаемая на внутреннем рынке сделка с взаимозависимым контрагентом, если сумма доходов и расходов от всех сделок, совершенных в календарном году с таким контрагентом, превысит 1 млрд рублей. А также сделки с резидентами офшоров, если годовой объем по всем таким сделкам, совершенным с одним лицом, превысит 60 млн.
Изменение закона в первую очередь коснется деятельности средних и крупных холдинговых групп. Также контролю подвергнутся взаимозависимые контр агенты в добывающей отрасли, так как одним из критериев контролируемости являются операции с товаром - объектом налогообложения НДПИ по адвалорной ставке (если годовой объем по всем сделкам превысит 60 млн рублей). Контролю будут подвергаться и сделки с правами на результаты интеллектуальной деятельности и имущественными правами, что затронет компании, чья коммерческая деятельность непосредственно связана с использованием таких прав.
Законопроектом также предусмотрено отнесение внешнеэкономических сделок с некоторыми товарами биржевой торговли к числу контролируемых сделок. Кроме того, будут подлежать контролю сделки с зависимыми иностранными контрагентами. В большинстве развитых европейских и азиатских стран, а также в США существуют обязательные требования по документированию трансфертных цен, зачастую отличающиеся от требований российского законопроекта, так что многим группам компаний помимо подготовки документации по трансфертному ценообразованию в странах инкорпорации иностранных контрагентов придется готовить пакет документов и в России.
Уже сейчас в рамках действующих правил налогового контроля цен налоговые органы предпринимают попытки оспорить применение цен в широком спектре сделок. При этом они зачастую пытаются увязать заключение сделок по ценам, не соответствующим рыночным, с концепцией необоснованной налоговой выгоды, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда N 53 от 12.10.2006 г. Данная увязка позволяет налоговым органам контролировать цены сделок не только при купле-продаже товаров, но и реализации ценных бумаг, предоставлении займов и прав пользования объектами интеллектуальной собственности и других сделках, прямо не попадающих под регулирование ст. 40 НК РФ.
Если обратиться к судебной практике, то суды, как правило, занимают сторону налогоплательщиков, часто указывая на недостаточное обоснование выводов налоговых органов. Видимо, учитывая подобный негативный опыт, налоговые органы пытаются строить свою аргументацию в большей степени на анализе экономической сути сделок, нежели на формальных аспектах.
Избежать налоговых претензий может помочь эффективное налоговое планирование в компании. В рамках действующих правил трансфертного ценообразования 20-процентное разрешенное отклонение цен от рыночных дает большие возможности для манипулирования ценами в целях планирования налоговых обязательств. С принятием нового законопроекта эти возможности станут недоступными. Для целей эффективного налогового планирования налогоплательщикам предстоит обосновывать соответствие внутригрупповых цен рыночному уровню в каждом индивидуальном случае - для этого, скорее всего, потребуется привлечение экспертов.
Одним из инструментов налогового планирования может стать заключение соглашений о ценообразовании с налоговыми органами, которые предоставят налогоплательщикам гарантии отсутствия претензий с их стороны к ценам по сделкам, урегулированным данными соглашениями. Однако сейчас механизм заключения подобных соглашений не прописан детально в законопроекте. Так что пока сложно судить о том, как повлияет возможность заключения таких соглашений на возможности налогового планирования для организаций.
После вступления закона в силу налогоплательщики будут обязаны ежегодно отчитываться о наличии сделок с резидентами офшоров, перечень которых будет определять минфин. Налоговые органы смогут затребовать документы по ценам, применяемым в подобных сделках, и компании обязаны будут составлять и предоставлять эти документы в ходе специальных проверок. Это увеличит административную нагрузку на налогоплательщиков, заключающих сделки с резидентами офшоров.
Принятие нового законодательства по трансфертному ценообразованию несет в себе и положительные, и отрицательные моменты как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. С одной стороны, правила трансфертного ценообразования станут более четкими и детальными, что не позволит налоговым органам применять неоднозначные трактовки правил с целью доначисления налоговых обязательств. С другой стороны, на налогоплательщиков ляжет дополнительная административная нагрузка, связанная с необходимостью постоянного контроля цен, применяемых в контролируемых сделках, и подготовкой документации по трансфертному ценообразованию.