Уже в десятый раз Пасхальное воскресенье в Москве отметили не только церковными службами, но и классической музыкой.
В Концертном зале Чайковского Валерий Гергиев с Симфоническим оркестром Мариинского театра открыли программу Х Московского Пасхального фестиваля, исполнив сочинения Родиона Щедрина, Александра Лядова, Сергея Прокофьева с участием Ольги Бородиной и Дениса Мацуева. Юбилейная афиша Пасхального охватит в этом году 38 российских городов и 5 столиц стран СНГ и Балтии, соберет на концертных сценах более тысячи участников из разных стран. В программе - около ста концертов, цикл которых завершится в День Победы - 9 Мая в Москве колокольными звонами и выступлениями Валерия Гергиева на Поклонной горе и в Доме музыки. По сложившейся традиции маэстро Валерий Гергиев дал пасхальное интервью для читателей "Российской газеты".
Российская газета: Фестиваль открывается одновременно в двух городах - в Москве и в Петербурге. Но питерская афиша выглядит в этом году лаконично: один Пасхальный концерт.
Валерий Гергиев: В апреле у нас была огромная программа в Мариинском театре: только что завершился Международный фестиваль балета "Мариинский", выпустили премьеру "Мертвых душ" Щедрина. Это серьезная работа, которой мы придаем особое значение: одно из крупнейших сочинений ХХ века ждало своего возрождения на сцене 30 лет. И на удивление оказалось очень современным, потому что героев и антигероев "Мертвых душ" сегодня стало даже больше. Надеюсь, и Москва, и регионы еще увидят эту постановку. В Петербурге в день открытия фестиваля мы включили в программу сольный концерт выдающегося финского пианиста Олли Мустонена. А накануне исполнили в Концертном зале "Колокола" Рахманинова.
РГ: Мустонен - звезда финской музыки, композитор, дирижер. Почему провезете его мимо Москвы - в Саратов и Оренбург?
Гергиев: Мне хотелось, чтобы его услышали в России. У нас ведь очень мало знают об известных всему миру музыкантах. В России вообще практически не поставлена информация о классической музыке, нет изданий, где серьезно анализировались бы концерты, программы, исполнители. Даже нет ни одного журнала уровня Gramophone.
РГ: У нас принято считать, что музыкальная аналитика не интересна российскому читателю.
Гергиев: Неужели все дошло до этого! Когда я готовился давать фестиваль Стравинского в Нью-Йорке, The New York Times страницами давала материалы о Стравинском. А мы - страна Чайковского!
Гергиев: Очень критическая ситуация у нас с фондовыми записями: они просто не делаются. А ведь это музыкальная культура России, которая останется после нас. В советские времена записывали постоянно, и я помню, как молодым, 25-летним дирижером приглашался в Москву участвовать в записях с Большим симфоническим оркестром. Классическая музыка постоянно звучала по радио, я помню это из детства. А сейчас у нас почти нет каналов, целенаправленно вещающих классическую музыку. В той же Америке - два-три великих композитора, а каналов классики - не счесть. Взять радио BBC, которое каждое лето проводит в Лондоне собственный фестиваль BBC Proms, где выступают крупнейшие в мире оркестры и музыканты. Фестиваль длится два месяца, все концерты транслируются, и каждый день в огромном зале Альберт-холла - аншлаг. А у нас страна, где десятки великих имен композиторов, выдающихся музыкантов, но все слушают попсу. Именно поэтому мы создали свой лейбл Mariinsky, а теперь пришли к мысли, что надо радио Мариинки открывать.
РГ: Вы и Пасхальный фестиваль в последние годы стали позиционировать как просветительский.
Гергиев: Да, сегодня это самая главная задача. Если говорить даже о себе, то мои первые впечатления от музыки настолько прочно врезались в память, что я до сих пор помню все слова, которые говорила когда-то лектор-музыковед Владикавказской филармонии. Мне было 9-10 лет, на сцене исполнялись фрагменты из "Раймонды": какие-то неведомые мне рыцари, неведомые звуки труб. Это так важно - первое прикосновение к музыке. Мы и на Пасхальном делаем специальные программы для студентов и молодежи, и в Мариинском - целые серии детских и молодежных абонементов. И когда сегодня администратор Мариинского театра говорит мне, что основная аудитория театра уже не туристы, а студенты, я радуюсь этому не меньше, чем хорошей премьере. Именно за это я боролся много лет, приходил в университетскую аудиторию и спрашивал: кто видел постановку "Игрока" с Владимиром Галузиным? Поднимались несколько рук. Я говорил: приходите, билеты будут - 500 рублей на всех! Приходили. На "Войну и мир" пришло более 1000 студентов из Политехнического университета. И это то, о чем я с высоты своего опыта мечтал. Ведь, если из тысячи даже 100 станут постоянными посетителями спектаклей и концертов, цель моя будет достигнута. Ведь именно эти молодые, интересные, внимательные люди будут определять, какой будет Россия через 20, 40 или 50 лет. И я хочу, чтобы они знали, где находится Мариинский театр, что там играют, что им там нравится.
РГ: Но вы не можете строить стратегию Пасхального фестиваля и Мариинки в расчете на одно поколение.
Гергиев: Конечно нет, для нас главное, чтобы ходили все. Мой педагог - Илья Александрович Мусин, который прожил 95 лет, еще за несколько недель до ухода оставался одним из главных моих слушателей, знатоков, которые могли мне дать совет. Кстати, больше всего он советовал мне не перерабатываться. Если же говорить о молодежи, которой надо давать шанс, то приведу примеры, вызывающие сегодня улыбку: 16 лет назад я вывел на сцену Аню Нетребко, и полтеатра говорили тогда, что я сошел с ума, а чуть раньше обсуждали, что я не продержусь как главный дирижер и несколько месяцев, когда, имея несколько народных артистов Советского Союза, я поставил Ольгу Бородину на партию Марфы в телевизионную трансляцию "Хованщины". Я не делал это против кого-то: просто понимал, что надо искать новые ресурсы для роста театра. Сейчас Московский Пасхальный фестиваль решает такие же задачи: 1, 2 и 3 мая в Концертном зале Чайковского выступят с сольными программами лауреаты XVI Шопеновского конкурса - Даниил Трифонов, Евгений Божанов, Юлианна Авдеева.
РГ: Несмотря на богатую географию юбилейной афиши - по России и четырем странам, Пасхальный фестиваль в этом году выглядит как монофестиваль оркестра и коллективов Мариинского театра?
Гергиев: Не забывайте, что в Москве в этом году закрыт, можно сказать, "дом" Московского Пасхального фестиваля - Большой зал консерватории. Многое, что вспоминается из истории фестиваля, связано именно с невероятной атмосферой этого зала: концерты-открытия с Анной Нетребко, с Михаилом Плетневым, с Мишей Майским, с Ольгой Бородиной, "Троянцы", "Валькирия" с Брином Терфелем. В этом году мы выступаем в Зале Чайковского, имеющем другие акустические возможности. Но фестиваль будет интересный: Натали Дессей в "Лючии ди Ламмермур" - событие, сольный концерт Михаила Петренко, одного из самых интересных молодых певцов в мире, выступающего в Зальцбурге, Парижской опере, Мет, тоже, я уверен, не оставит равнодушной публику. 4 мая прозвучит "Реквием" Верди с участием Ольги Бородиной и Ильдара Абдразакова. Конечно, мы бы сделали еще более активной московскую афишу, если бы рассчитывали на Большой зал консерватории.
РГ: К слову, проблема российских концертных залов сдвинулась с мертвой точки, когда на Пасхальном фестивале открылся для публики Концертный зал Мариинки. Строительство залов в стране началось, и сейчас они открываются один за другим - в Красноярске, Омске, в Ярославле.
Гергиев: Меня это радует. Действительно, благодаря Пасхальному фестивалю, я стал более серьезно знакомиться с ситуацией на местах. И это великолепно, что у нас появляются новые комплексы. Но главный закон строительства подобных зданий - достижение хороших акустических параметров. Иначе в этом смысла нет. Мы сейчас сотрудничаем с театрами в Петрозаводске, Великом Новгороде, Мурманске, Владикавказе, с Кисловодской филармонией, открывали театры в Архангельске и Самаре. Я считаю нормальным, когда крупный российский театр курирует 4-5 региональных: это поднимет планку в регионах, расширит возможности музыкальных коллективов. И я отлично вижу, как трудно живется российским театрам. Культура в последние годы получила миллиарды рублей. Но необходимо четко понимать, что деньги, которые идут на строительство театров, это одно, а бедственное положение многих из наших коллег в регионах, отсутствие внимания или безволие губернаторов - другое.
РГ: Яркий пример - Смоленск, где вы сейчас будете выступать: родина Глинки, "колыбель" русской музыкальной культуры. В советские времена здесь была одна из лучших филармоний страны, где постоянно выступали Гилельс, Рихтер, Шафран, Ойстрах, известное на всю страну музыкальное училище с высококлассными педагогами, студенческим оркестром, хорошими инструментами. Сегодня на свои нужды училище получает несколько тысяч рублей в месяц, а коллектив выселяют из здания в историческом центре на задворки какого-то ресторана в помещение кулинарного техникума. Вот отношение местной власти к культуре.
Гергиев: Тут надо решать конкретно. То, что вы сказали про Смоленск, я никогда не забуду. Это родина Глинки, и, если там есть училище, его надо усиливать и укреплять. Мы готовы делать ежемесячные творческие акции силами наших инструменталистов и певцов, даже балета, если городу будет необходимо. Это действительно важно для русской культуры!
РГ: Нынешний Пасхальный тур оркестра бьет рекорд по километражу и нагрузкам: ночи в поезде, в каждом городе по два концерта. Для чего такой изнурительный график?
Гергиев: Да, мы часто играем "с колес", преодолеваем огромные расстояния в 10-12 тысяч километров поездом за 8-9 дней. Это огромный труд, нужна предельная мобилизованность, физическое состояние, которое часто оставляет желать лучшего. Но мне кажется, такова судьба театра-просветителя. Кроме того, мы считаем себя обязанными давать огромное количество благотворительных концертов.
РГ: Что вынуждает вас играть по два концерта в день в одном городе?
Гергиев: Приведу пример: лет шесть назад мы впервые побывали в Красноярске. Зал был битком, все довольны. Но на пресс-конференции меня спросили: вы в курсе, что простые любители музыки не смогли попасть на ваш концерт? Я ответил: не в курсе, я не могу спросить каждого, является ли он простым любителем музыки или особым приглашенным. Но вопрос меня расстроил, и я пообещал, что мы вернемся в Красноярск и дадим специально два концерта, чтобы на один из них, кроме простых любителей музыки, никто не попал. Мы действительно вернулись через полгода и показали два спектакля "Набукко" в постановке Дмитрия Бертмана. Теперь мы следим за этой ситуацией. Причем у нас нет такой установки, что днем мы играем маловажный концерт, а вечером - важный концерт. В 2005 году в Калининград на юбилей города прибыли главы государств - Владимир Путин, Жак Ширак, Герхард Шредер. Мы выступали перед ними в соборе, где похоронен Кант, а через час, когда здание покинули службы безопасности, сыграли такой же концерт для простых любителей музыки.
РГ: С прошлого года в региональной программе появились концерты Брасс-ансамбля, а в этом году - "Страдивари". Антикварные инструменты, которые появились в последние годы в оркестре, реально влияют на его звучание?
Гергиев: Звук оркестра просто сверкает! Представьте, что Россия еще при царях обладала едва ли не самыми ценными инструментами того времени - Страдивари, Гварнери, Руджери. А на каких инструментах играли знаменитые концертмейстеры Мариинского оркестра, выдающиеся скрипачи Леопольд Ауэр и Генрик Венявский! И вообще - какой интерес у русских царей был к искусству, если Мариинский театр по указу Александра II был построен всего за 11 месяцев!
РГ: А современная Мариинка-2 не откроется теперь и в 2011 году?
Гергиев: Сейчас идут к завершению бетонные работы, разрабатываются интерьеры и материалы, закуплена часть оборудования. У Северо-Западной дирекции сменился руководитель. Основные работы по зданию должны быть завершены в 2011 году, но открытия театра для публики мы ожидаем в 2012 году.
РГ: На нынешнем Пасхальном вы появитесь в столицах Казахстана, Украины, Белоруссии, Литвы. У вас уже были проекты "Киевская Русь", гастроли Пасхального в Армении, выступление в Москве сводного Молодежного оркестра стран-участниц Второй мировой войны. Что вас, как музыканта, привлекает в межкультурных проектах?
Гергиев: Я являюсь продолжателем дела Георга Шолти, одного из величайших дирижеров в истории ХХ столетия. В 1995 году он организовал Оркестр Мира, в который вошли представители из 60-70 стран, включая Южную Африку, Америку, Австралию, Азию, Европу. Мы выступали с этим оркестром в Москве, в Петербурге, в Пекине, в Берлине, в Лондоне, в Стокгольме, в Роттердаме, в Кракове. И сама идея этого оркестра удивительно резонирует с теми тревожными процессами, которые сегодня происходят в Африке и на Ближнем Востоке. У нас же спокойно играют рядом представители Палестины и Израиля, южные и северные корейцы. Я серьезно отношусь к такого рода проектам и очень хочу, чтобы пространство СНГ напоминало бы настоящее содружество, а не антагонистически заряженную территорию. И тут без мастеров искусств, без ощущения понимания, уважения не только к своей культуре, но и соседей, не обойтись.
РГ: В Вильнюсе вы планируете исполнить "Литовскую сагу" Родиона Щедрина. Мировую премьеру этого сочинения вы играли там же с Лондонским симфоническим оркестром. Теперь выступите с Мариинским. Что заставляет возвращаться к этой партитуре?
Гергиев: Недели две назад мы с ЛСО сыграли "Литовскую сагу" в Лондоне, причем с большим успехом. Эта симфоническая фреска, посвященная Грюнвальдской битве, представляется мне очень неординарной по звучанию, не приглаженной, вызывающей ощущение непритворного напряжения. Мне интересно играть эту музыку. Не секрет, что нас с Родионом Константиновичем связывает творческая дружба, и я считаю большим завоеванием появление на сцене Мариинки спектаклей на музыку Щедрина. Мариинский театр на протяжении всей своей истории сотрудничал с композиторами - с Глинкой, с Римским-Корсаковым, с Чайковским. С театром работали Прокофьев, Стравинский, Шостакович. И сегодня не замечать живущих композиторов я считаю для себя невозможным.
РГ: Как вы видите будущее Московского Пасхального фестиваля?
Гергиев: Мой первый разговор о Пасхальном фестивале, состоялся, когда я вместе с Софией Губайдулиной был в Казани. Мы исполняли там ее грандиозное произведение "Страсти по Иоанну", причем при огромном стечении публики. Минтимер Шаймиев, тогдашний президент Татарстана, понимал важность приезда Губайдулиной, возможность для нее отметить свой юбилей на родине. Тогда же в Казани мне показали новый концертный зал, мечеть, которую строили, проект ремонта Театра оперы и балета.
Я был под огромным впечатлением, позвонил Юрию Михайловичу Лужкову и предложил начать в Москве фестиваль. Он не дал даже договорить - когда? Говорю: в следующем году. Он говорит: нет, в этом году! Пасхальный фестиваль рождался в хорошей атмосфере, при благословении Патриарха Алексия. Кремлевские колокола зазвонили тогда впервые после 70-летнего молчания, церкви, храмы открылись для концертов. А главное, что Москва, люди сразу приняли эту идею.
И сегодня для меня важно сохранять этот дух Пасхального фестиваля, огромное количество благотворительных концертов, разнообразие музыкальных программ.
Наш принцип - не забывать о великих именах, потому что наши "святые" - это величайшие композиторы. Мы много говорим о том, как сделать более привлекательной российскую экономическую ситуацию для инвесторов, но факт, что крупные фестивали - это всегда и фактор экономического роста. Главное, мы должны думать о наших людях, о том, чтобы у них не ушло ощущение, что Россия - страна великой культуры - Чайковского, Прокофьева, Шостаковича.
И мы должны делать все, чтобы оставаться в мире величайшей музыкальной державой. Вот в этом я вижу будущее Пасхального фестиваля.
Досье "РГ"
С 26 апреля по 8 мая пройдет пасхальный тур Валерия Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра по городам России, стран СНГ и Балтии.
26 апреля - Саратов, 27 апреля - Оренбург, 28 апреля - Челябинск, 29 апреля - Екатеринбург, 30 апреля - Омск, 1 мая - Астана, 2 мая - Алма-Ата, 3 мая - Уфа, 5 мая - Липецк, Воронеж, 6 мая - Киев, 7 мая - Калининград, Вильнюс, 8 мая - Минск, Смоленск.