Экс-министр культуры, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, президент фонда "АРТ", Академия Российского Телевидения, Михаил Швыдкой - возглавит еще одну структуру - станет художественным руководителем Первого московского Театра мюзикла.
Театр мюзикла планируется открыть уже в октябре, на территории легендарной "Горбушки" - Дворца культуры имени Горбунова. Генеральным продюсером нового театра стал Заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор Российского государственного театрального агентства, генеральный продюсер Московского театра "Et Cetera" Давид Смелянский, который и рассказал обозревателю "РГ" о новом проекте, и о трех спектаклях, которые уже начинают репетировать.
Российская газета: Давид Яковлевич, ответьте скептикам, которые считают, что мюзикл в нашей стране, себя дискредитировал, как жанр. Хотя в этом направлении был у нас и хороший опыт. "Норд-Ост", например. Или ваши "Продюсеры" в театре "Et Cetera".
Давид Смелянский: Я не очень понимаю это слово - дискредитировал. То, что мюзиклы в России не получаются - это неправда. В Московском дворце Молодежи который сезон успешно процветают, например, такие постановки, как "Мамма Миа", "Зорро"… Мюзикл за мюзиклом. Были неудачные попытки, но в начале пути. Расскажу историю - я был среди тех людей, которые когда-то на заре постсоветского периода начинали антрепризу. И тогда это было нечто из ряда вон выходящее. Одним из самых первых антрепризных спектаклей был "Игроки 21" - я имел честь быть его продюсером. Было много нареканий - считалось, что это - не российский репертуарный театр, что у нас в стране антреприза никогда не приживется… А в этом году Министерство Образования в трех вузах Российской Академии Театрального Искусства, в Школе-Студии МХТ, и Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства ввело специализацию - продюсер исполнительских искусств! Это стало образовательным стандартом! Нечто новое происходит не потому что, а вопреки - вот к чему я это рассказал.
РГ: Театр мюзикла будет на месте легендарной "Горбушки". Любители рок-музыки протестовать не станут?
Смелянский: На "Горбушке", к сожалению, концерты рок-музыки давно не проходят. Это был замечательный взлет рока. Более того, именно в этом контексте "Горбушка" стала легендарной. Но уже несколько лет там ничего не происходит. И что для нас особенно приятно в отношениях с руководством завода имени Хруничева - то, что они искали не арендаторов, а партнеров по продвижению своего здания в культурное пространство Москвы. Так что наши интересы срослись.
РГ: У вас уже начались репетиции сразу трех спектаклей - вы видите сложность в том, чтобы найти специальных "синтетических" актеров для мюзиклов, которые одинаково хорошо умеют петь, танцевать, говорить…
Смелянский: Найти таких актеров всегда было большой проблемой. Но, тем не менее, в Москве сейчас идут параллельно четыре-пять мюзиклов. Проходит кастинг на новую постановку "Звуки музыки". Вопрос не в том, что нет хороших актеров, а в том, что существует проблема правильного поиска и нахождения. В этом и состоит искусство театра и продюсеров - правильно угадать произведение и исполнителя
РГ: По поводу "угадать произведение". Еще с прошлого лета шли разговоры о том, что Михаил Швыдкой вел переговоры в Нью-Йорке в Центре искусств Михаила Барышникова о спектакле "Времена не выбирают" с музыкой Максима Дунаевского, который и станет вашей первой премьерой. Барышников на премьеру приедет?
Смелянский: Барышников к этому не имеет никакого отношения, кроме того, что в его Центре прошлым летом состоялось превью этого произведения. Дело в том, что в 30-е годы было много пересечений российской и американской музыки. Многие люди эмигрировали, и этот процесс оказал свое влияние. Существует музыкальное родство мелодий. Вот об этом и будет мюзикл "Времена не выбирают". А также - о любви, о верности, о состоявшихся и несостоявшихся мечтах. Второй наш спектакль - знаменитый американский рок-мюзикл "Rent", он сейчас возобновляется на Бродвее. В июне будет премьера в США. Но, тем не менее, американское агенство, с которым мы сотрудничаем, пошло нам навстречу, и продало этот мюзикл. И третий спектакль - по повести Валентина Катаева "Растратчики", написанной в 20-х годах. Потом по заказу Московского Художественного Театра, она была превращена в пьесу, и Станиславский в 30 годы поставил ее. Во МХТе она шла сезон, но потом ее сняли. Вот по материалам этой пьесы Максим Леонидов вместе с соавтором Александром Шавриным написали замечательное либретто, переделав финал. Максим же написал музыку. У Максима Леонидова замечательное театральное образование. Хорошая школа. И, если бы то, что получилось, было плохо, то поверьте, я никогда бы не взял это в работу.