28.04.2011 23:52
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Публикация доходов чиновников имеет смысл, если контролируются и расходы

    Завтра истекает месячный срок, отведенный госслужащим для обнародования сведений о своих доходах и имуществе. Перечень лиц, обязанных ежегодно представлять на общественное обозрение такие сведения, достаточно обширен. Это глава государства, премьер, сотрудники президентской администрации, члены правительства, губернаторы, руководители Центризбиркома и Счетной палаты, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, федеральные служащие, топ-менеджеры госкорпораций... Большинство из них, включая президента и премьера, о своих доходах и имуществе уже отчитались.

    Насколько достоверны поданные декларации? Нет ли в них искажений и умолчаний? И не повторится ли история, происшедшая в сентябре прошлого года с генералом Виктором Гайдуковым, которого президент уволил "за предоставление ложных сведений об имуществе и доходах" и который ныне обвиняется в хищении 20 миллионов государственных рублей? Ясно, что декларации должны быть проверены. Так уже было. Отчеты о чиновничьих доходах и имуществе за 2009 год по поручению Дмитрия Медведева проверяли Генпрокуратура и ФНС. И как недавно доложил президенту Генпрокурор Юрий Чайка, в поданных декларациях была выявлена 41 тысяча несоответствий. Расхождения реальных доходов с задекларированными наверняка обнаружатся и теперь. Но эти расхождения носят обычно формальный характер и редко кого изобличают в незаконном обогащении. Смущает и то, что госчиновникам, за исключением членов правительства, предписано отчитываться не перед ФНС, а перед управлениями кадров по месту работы. Там декларации будет проверять "представитель нанимателя", и в случае чего он "имеет право" наложить на чиновника дисциплинарное взыскание, даже уволить его. Но если только "имеет право", а не "обязан", значит, можно "договориться", значит, опять коррупционный соблазн.

    По данным Левада-Центра, 70 процентов россиян не доверяют сведениям о доходах и имуществе, публикуемых госслужащими. Почти 80 процентов опрошенных убеждены, что чиновники декларируют далеко не все; что обнародованные цифры, и без того потрясающие воображение обывателя, отражают лишь мизерную долю реального богатства.

    Считать деньги в карманах сановных особ и выяснять, на чем они ездят, - казалось, нет для российского обывателя удовольствия слаще. Говорю "казалось", так как новые времена не то чтобы вовсе уж упразднили всенародную тягу к подобным познаниям, но заметно ослабили ее. Вроде должно быть иначе: чем выше неуклонно растущее благосостояние правящего сословия, тем воспаленней внимание масс к имуществу и доходам славных его представителей. Ан нет, тут зависимость получилась обратная. И, мне кажется, вот почему. Шестьсот рублей зарплаты советского министра, спецпаек, персональная "Волга" - это еще как-то укладывалось в голове, это можно было себе представить. Материальный достаток сегодняшних важных персон непредставим. Поэтому даже зависти не возбуждает. В глазах социального большинства это какая-то сказочная абстракция. Жгучий вопрос "Сколько он получает?" не вызывает былых разнотолков ввиду отсутствия хоть какой-нибудь цифровой опоры для них. "Ну сколько-сколько? Да навалом!"

    И еще любопытная вещь. Обостренный, болезненный интерес рядовых граждан к доходам государственных лиц оказался мифом. Что это лишь миф и не более, подтвердили исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Лишь 13 процентов опрошенных сообщили, что ознакомились с "некоторыми декларациями" о доходах чиновников. Более половины респондентов (53 %) признались, что ничего не знали о порядке, обязывающем госслужащих отчитываться о собственных доходах и доходах своей семьи. Почему же многие даже не захотели узнать, сколько за год заработал тот или иной министр или глава региона? Первая причина - "отсутствие интереса к чужим доходам" (34 %). Вторая - априорное недоверие к предоставленной информации (29 %).

    Кроме того, все видят: установлен контроль лишь над доходами чиновников. А контроль над расходами, как это заведено, например, в США, Финляндии и даже в Мексике? Не проработав в бизнесе ни дня, многие государственные и муниципальные чиновники, депутаты тратят сотни тысяч долларов в месяц, демонстрируя недоступные российскому большинству стандарты потребления. Несоответствие официальных доходов госслужащего тому образу жизни, который он ведет, давно никого не удивляет. Публикация деклараций о доходах высоких должностных лиц необходима. Но она имеет смысл лишь тогда, когда контролируются и расходы, а обнаруженные несоответствия тоже становятся достоянием гласности и как минимум требуют объяснений. Поэтому в обществе с одобрением встречена инициатива Владимира Путина, предложившего декларировать не только доходы, но и расходы чиновников.

    Отдельный сюжет - подарки чиновникам. Материальные знаки внимания государственным служащим долго не удавалось регламентировать. И вот введены законодательные ограничения: все "протокольные" подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, признаны недопустимыми. На умеренность принимающей подношения стороны, выходит, никто не надеется. Нет упований и на умение должностного лица самостоятельно определять, связан ли подарок с его служебной деятельностью. Оно и понятно. Живем-то не во Франции, где всякое подношение стоимостью свыше 35 евро считается взяткой. Живем и не в Америке, где подарок на сумму более 305 долларов подлежит сдаче в госказну.

    Ну ладно, предельная цена на подарок чиновнику установлена. Но едва ли эта мера окажется эффективной. Ведь подарок (а по сути взятка) не всегда имеет вещественное воплощение. В ходу все чаще такие знаки вознаграждения, как, например, устройство родственников влиятельного чиновника на доходные посты в сфере бизнеса. Подобные подарки, понятное дело, не требуют декларирования.

    Доходы российской элиты таковы, что предложи сейчас кто-нибудь ввести налог на роскошь - и это предложение найдет благодарный отклик у всех, кому меньше повезло в жизни. Обложить данью яхты, катера, самолеты, драгметаллы предлагала "Справедливая Россия". Эта партия, кстати, не в первый раз пытается ввести жесткие регламентации во все, что касается материального состояния граждан. Какое-то время назад ею было предложено установить контроль над расходами частных лиц. Президент отверг эту идею. Да и было бы странно - устанавливать контроль над расходами рядовых граждан раньше, чем такому контролю будут подвергнуты расходы госчиновников.

    Борьбу с коррупцией как приоритетную задачу президент Дмитрий Медведев провозгласил с первых же дней после вступления в должность. Назвав коррупцию "системной проблемой", он призвал "противопоставить ей системный ответ". Частью этого "системного ответа" и стал установленный президентом порядок, обязывающий госчиновников ежегодно отчитываться о доходах. Что большинство граждан не проявляет интереса к материальному положению больших начальников - знак зафиксированной опросами общественной апатии, и только. Сама потребность общества в такой информации этим не отменяется. Недаром 57 % респондентов, даже не очень доверяя опубликованным данным, на вопрос, надо ли дальше их публиковать, твердо ответили: надо!

    Поделиться