Новости

05.05.2011 00:25
Рубрика: Культура

Тайны хранилища

Смоленские музейщики показали сокровища Тенишевой

Весна в Смоленске ознаменовалась беспрецедентным культурным событием: государственный музей-заповедник решил открыть для посетителей свои фонды, полные тысяч уникальных экспонатов, с некоторыми из которых связаны почти детективные истории.

Бокал от Фаберже

Начался показ выставкой "Лавка редкостей и древностей" в историческом музее. Более подходящее название придумать сложно: ее посетитель как бы оказывается в антикварном магазине, битком набитом замечательными и странными вещицами, удивительными предметами и роскошными поделками. Тут и изделия ювелирного дома Фаберже - не знаменитые пасхальные яйца, а рюмочки, награды, рамка, обрамляющая портрет княгини Марии Тенишевой. Здесь можно увидеть необыкновенной красоты часы, для изготовления которых использованы и дерево, и керамика, и металл, множество фарфоровых статуэток, уникальные старинные книги, золотую и серебряную посуду, оружие, украшения, монеты.

Первые посетители выставки были потрясены. Они просто не знали, что в старину существовала одежда из рыбьей кожи, они были поражены, увидев собственноручно написанное Петром I поручение присмотреть за его женой, они не представляли, какой красоты были когда-то в России охотничьи кинжалы!

Коллекция Смоленского государственного музея-заповедника начала формироваться в конце XIX века, и многие попавшие в нее экспонаты могли никогда не появиться на публике - просто потому, что музеи обычно проводят тематические выставки. Ну, вот что общего у доспехов японского самурая со Смоленщиной, в каком контексте их представить?

Но самым важным оказалось то, что у жителей города наконец появилась возможность увидеть часть обширной коллекции, переданной в дар Смоленску княгиней Марией Тенишевой.

Коллекция никогда не выставлялась. "Культурные власти", отказывая в этом смолянам, жаловались на отсутствие площадей. О коллекции писали искусствоведы, однако увидеть ее простому смертному было нельзя. А поскольку в советское время с ней уже была связана темная история, возникал вопрос: да цела ли она?

Серьги в розыске

Эта детективная история началась в 1973 году с жалобы некоего Артемьева, работавшего грузчиком в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств и незаконно, по его мнению, уволенного. Выплескивая обиду, Артемьев бывших "начальников" не пожалел: мол, жулики одни работают! Как положено, представители народного контроля "отреагировали" на жалобу. И в ходе разбирательства обратили внимание на некоторые странности в закупочной деятельности музея: скажем, музейщики приобрели картину, заплатили деньги, а вот в фондах она почему-то не числится. Контролеры взялись за проверку закупок всерьез и наткнулись на две записи, согласно которым у жительницы Москвы приобретались золотые украшения, причем лицом, предложившим их музею, был его директор Кутин. Странным показалось, что москвичка решила продать свои вещи смоленскому музею, еще более необычным было участие в операции его директора. Проверяющие начали поиск приобретенных украшений и неожиданно стали свидетелями передачи драгоценностей сотруднику выставочного зала. В ответ на просьбу показать три золотые серьги им представили замечательные вещицы: две в виде корзиночек с фруктами, а третья - с изображением головы животного. Главный хранитель музея Козикова тут же заметила, что пара к последней серьге есть в коллекции княгини Марии Тенишевой, поступившей в фонды в 1970 году. Она, конечно, и не подозревала, что "пара" именно парой и была - и принадлежала к той же коллекции. Просто в свое время музей принял уникальное собрание не в полном объеме - значительная его часть "испарилась" по пути из Москвы в Смоленск.

С поличным

В 1916 году, уезжая за границу, княгиня Тенишева оставила драгоценности из своей коллекции на хранение в банке. Незадолго до революции они были по доверенности получены близкими ей сестрами Орфановыми. В отличие от Марии Клавдиевны, в Россию уже не вернувшейся, они так и жили себе на Арбате. Драгоценности сестры советской власти сразу не сдали, рассчитывая, что Тенишева вернется. Потом женщинам просто стало страшно - времена на дворе были тревожные и неизвестно еще, как отнеслись бы "органы" к утаиванию чрезвычайно дорогой коллекции. Никому они, конечно, о доверенных им ценностях не рассказывали, но в конце концов решили наладить связи со смоленским музеем, в экспозиции которого княгиня мечтала видеть свои сокровища. Так в московской квартире Орфановых появился директор Кутин. К удивлению хранительниц Кутин разделил коллекцию на три части. Две были перевезены им в Смоленск. Что касается самой ценной части коллекции, то ее судьба сложилась куда причудливее, и никаких документов, подтверждающих получение этой части ценностей смоленским музеем, сестры Орфановы не увидели. Если бы не жалоба грузчика Артемьева, драгоценности могли просто исчезнуть.

Сначала народные контролеры побывали в гостях у Орфановых, потом в Ленинской библиотеке обнаружилась книга Марии Тенишевой "Эмаль и инкрустация", в 1914 году изданная в Чехословакии, где княгиня в точности описала свою коллекцию. Сложив все обстоятельства, контролеры догадались, свидетелями какой операции им довелось стать: Кутин лихорадочно пытался поставить на учет ту самую, третью часть коллекции, которую он забрал в Москве, но не донес до собственного музея! И попался с поличным. Так драгоценные камни, золотые вещи тончайшей работы VI-IV веков до нашей эры, жемчуг, эмали разных эпох, стран и культур, золотой, украшенный эмалью медальон "музыкальная шкатулка" XVIII века, оригинальный шарик-триптих "иконка-складень" ажурной резьбы, разглядеть на миниатюрных полусферах которого картинки из народной жизни можно только через лупу, и другие диковинные поделки, которые счел бы за честь выставить любой музей мира, все-таки оказались в фондах смоленского музея.

Кутин был уличен в злоупотреблении служебным положением, несоблюдении требований по учету и хранению ценностей, нарушении финансово-хозяйственной дисциплины. За присвоение музейных ценностей с целью личной наживы директора сняли с должности, исключили из рядов КПСС и приговорили к году исправительных работ.

P. S.

В ближайшем будущем небольшие группы посетителей Смоленского государственного музея-заповедника смогут попадать непосредственно в хранилище и знакомиться с теми экспонатами, которые их заинтересуют. 

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Смоленская область Смоленск