В Париже прошло расширенное министерское совещание стран "большой восьмерки" по борьбе с трансатлантическим трафиком кокаина.
Российскую делегацию на встрече возглавлял глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор Иванов. "РГ" попросила его ответить на несколько вопросов.
Российская газета: В чем особенность этого парижского рандеву?
Виктор Иванов: Оно было приурочено к саммиту "большой восьмерки", который состоится в конце мая в городе Довиль на Атлантическом побережье Франции, и является подготовительным этапом к этой неформальной встрече в верхах. Более того, тема глобальных наркотрафиков ранее рассматривалась на так называемой римско-лионской группе. Она действует в формате "большой восьмерки" на экспертном уровне и выделяет ту или иную проблему, которую предполагается вынести на саммит. На группе были обсуждены проекты политической декларации и плана действий, а в Париже на министерском совещании мы одобрили эти документы. Теперь очередь за Довилем.
РГ: Что содержится в этом плане?
Иванов: Замечу, что тема возникла не спонтанно. Николя Саркози - а Франция сейчас председательствует в "большой восьмерке" - еще в июне объявил о необходимости единых действий по борьбе с наркотрафиком на планетарном уровне. Уже в ноябре прошлого года в Париже мы обсуждали эту проблематику. Речь идет в первую очередь о трафике кокаина, объемы поставок которого в Европу за последние лет пять увеличились в три раза. Количество потребителей этого зелья на Старом континенте практически сравнялось с числом кокаиноманов в США и составляет примерно пять-шесть миллионов человек. То есть речь идет о серьезной переориентации кокаиновых потоков из Латинской Америки на Европу и возникновении новых маршрутов. Прежде всего они проходят через страны Западной и Северной Африки, а далее в Европу. Кстати, эта специфика предопределила расширенный круг участников нынешнего парижского совещания, куда были приглашены представители 14 стран Латинской Америки и Африки.
Что касается плана действий, то он предусматривает усиление взаимодействия, международного сотрудничества, обмен информацией, в том числе о наркомаршрутах. Это и вопросы совершенствования правовой базы, и новые методы борьбы с наркотрафиком. К примеру, министр юстиции США Эрик Холдер выдвинул предложение о конфискации активов лиц, подозреваемых в наркотрафике, до судебного преследования. То есть без предъявления обвинений, без решения суда. При этом он сообщил, что в США за минувший год было изъято таких активов по трафику кокаина на сумму 250 миллионов долларов.
РГ: Как была воспринята в этой связи инициатива Николя Саркози, который на парижском совещании предложил создать международный фонд для борьбы с наркотиками, финансируя его за счет авуаров, реквизированных у наркоторговцев?
Иванов: Это предложение получило поддержку и было включено в политическую декларацию и план действий. Кстати, такая методика на национальном уровне реализуется, к примеру, в США, Франции, Италии. В России пока этого нет, хотя, я думаю, что подобная практика была бы полезной и для нас.
РГ: Каков вклад России в международные антинаркотические инициативы?
Иванов: В рамках подготовки министерской встречи мы внесли целый ряд положений в политическую декларацию и план действий. Прежде всего мы должны оценить с правовой точки зрения само явление глобального наркотрафика. Франция настаивала на рассмотрении конкретно кокаинового трафика, но затем было решено расширить повестку дня и дополнить ее трафиком героина и иных препаратов.
Очень важно, чтобы мы осознали и оценили глобальную угрозу наркотиков. Пока такой оценки нет. Считается, что глобальными угрозами являются терроризм и пиратство, хотя по всем критериям к ним относится и наркотическая. Только от героина за первое десятилетие этого века погибли свыше миллиона человек. Наркотрафик из Афганистана, который проходит через территории ряда стран Средней Азии, в разы превышает их бюджеты, негативно воздействует на государственные структуры, которые слабеют, коррумпируются. По сути, возникают параллельные структуры власти. Картели, которые угнездились в том регионе, становятся реальной альтернативой действующим правительствам. Более того, они порождают массовые беспорядки, участвуют в финансировании политических партий. Все это приводит к подрыву основ государства. Так что настало время дать юридическую и правовую квалификацию этому явлению, что позволит государствам применять соразмерные ответные меры.
РГ: Обескураживает техническая оснащенность наркокартелей. В феврале этого года прошло сообщение о том, что в Колумбии у наркотрафикантов была обнаружена подводная лодка длиною 33 метра, способная доставлять семь тонн грузов на расстояние 5300 километров, то есть как раз до берегов Африки…
Иванов: Чему удивляться. Ведь ежегодно доходы наркомафии составляют 800 миллиардов долларов в год, что больше, чем торговый оборот мировой автомобильной промышленности и соизмеримо с рынком нефти и газа. Финансовые возможности наркотрафикантов - реальная опасность для современного мирового порядка, и необходимо нанести по ней мощный глобальный удар.