Конкурс каннского фестиваля идет ни шатко ни валко. Заметного мало, и о нем - завтра. А пока - о пиратах, доплывших до странных берегов французского Лазурья.
"Пираты Карибского моря. На странных берегах" на экранах Каннского фестиваля выглядят чужаками - но желанными. Здесь публика смотрит кино сквозь полудрему - и вдруг является Джек Воробей из забытого детства. В предвкушении Канн проснулся рано, и на сеансе в 8.30 утра зал был переполнен.
Посмотрев картину, я могу с большой долей вероятности предсказать реакцию критики и публики на новые приключения Джека Воробья. Зритель поделится на две части. В первой, я думаю меньшей, - те, кто ценит фильмы, где музыка входит в художественную структуру и в ней играет важную, возможно, решающую роль. Причем музыка не "номерная" и не рок - нет, настоящая, симфоническая, такая, какую и писал для сериала о карибских пиратах композитор Ханс Циммер. В новой ленте саундтрек звучит непрерывно - два с лишним часа симфонического развития, с хоровыми фрагментами, с музыкальной драматургией. Музыка определяет все: ритм существования актеров, движение камеры, сам жанр. Он ближе всего тому, что Эйзенштейн называл "кинооперами", имея в виду фильмы "Александр Невский" и "Иван Грозный".
Это новое качество "Пиратов..." пришло вместе с новым для тетралогии режиссером - Робом Маршаллом, хореографом, учеником Боба Фоссе, создателем киномюзиклов "Чикаго" и "Девять". Он увидел скрытую в жанре "экшн" хореографию и доказал, что в присутствии музыки этот жанр обретает фантастические возможности. В интервью он говорил, что Джонни Депп - лучший танцовщик экранов после Фреда Астера. Мысль парадоксальна, но я ее готов разделить: уже с первых картин сериала Депп нашел для Джека Воробья чисто музыкальный способ существования. Он в роли почти танцует. Он придумал особый способ двигаться - разбив движение на фазы, как в анимационном кино. Тело Воробья всегда в непрерывном движении: изгибается, отклоняется, качается, изображает вопросительный знак и фиксируется в каждой позе. Осталось синхронизировать все это с музыкой - что и сделал Роб Маршалл. Батальные сцены, поединки на мечах, виртуозно придуманные и выполненные драки - это почти танец.
Они действительно нашли друг друга - Роб Маршалл и Джонни Депп. Режиссер довел до логического конца замысел актера - и тот развернулся с новым блеском. То, что выполняет Джонни Депп в этой картине, до сих пор было по силам только Тому и Джерри. Музыкальный ритм стал источником юмора - остроумно оттеняет каждый трюк, сближая киносказку с анимационной трюковой комедией.
В нем исчезли многие персонажи и появились новые: героиня Пенелопы Крус Анжелика - боевая подруга и противница Джека Воробья, непредсказуемая и обольстительная; возникли не менее коварные русалки и самая человечная из них - Сирена.
Роб Маршалл внес и еще один элемент - 3D, с трехмерным изображением он работает с виртуозностью Джеймса Кэмерона в "Аватаре". Более того, он впервые вынес 3D-камеры на натуру - в джунгли, к скалам, лианам и водопадам.
Все это, принципиально новое, способно воодушевить одних зрителей, но разочаровать других. Тем, для кого музыка - лишь необязательный фон, род кремовой финтифлюшки на торте, - беспрерывное симфоническое звучание фильма покажется утомительным и раздражающим. Кто не умеет смеяться над фиоритурами Россини - тот не найдет ничего смешного и в самых остроумных фрагментах картины. Фильм предлагает не просто новый сюжет, но и новый язык общения. Этот язык потребует от зрителей иного художественного опыта и навыков.
Поэтому некоторые особо нервные критики покидали зал на половине фильма - устали. Поэтому вторая половина будущей аудитории - возможно, большая половина - картину не примет. Просто потому, что за полвека кино слишком далеко ушло от им же развитых музыкальных традиций, и публика уже не умеет считывать с экрана то, что легко считывала прежде, - отвыкла. Среди режиссеров считанные единицы продолжают работать в неподъемном для многих зрителей жанре. Среди них - Роб Маршалл.