18.05.2011 23:31
Поделиться

Во Владивостоке открылась выставка "Ушедшие в туман"

Для большинства гражданских аварии военных самолетов в первую очередь связаны с воздушными боями. На самом деле это не совсем так. По информации командира "АвиаПоиска" Ярослава Ливанского, в военные, предвоенные и послевоенные годы в Приморье произошло более 200 авиационных катастроф. В тыловом регионе еще в конце 1930-х было размещено большое число авиаполков. Летчики осваивали новую технику, учились водить усовершенствованные машины. Отказ техники был одной из причин трагедий. Свою роль сыграли также сложный рельеф местности и капризная погода.

Истории и судьбы

- С места катастроф мы выносим штурвалы, элементы вооружения, фрагменты обшивки и, конечно, личные вещи экипажа. У каждой аварии своя трагическая история. Некоторые из них так тесно переплетаются, что, распутывая одну, мы выходим на след другой, - рассказывает Ярослав Ливанский.

Так было с самолетом МБР-2, который, как узнал отряд еще в 2008 году, лежит где-то в районе горы Пидан.

- В экспедиции по поиску этой машины мы выезжали семь раз, - продолжает Ярослав. - Наконец нашли, установили номера, запросили сведения в архиве. Нам ответили, что 19 февраля 1947 года в ночном полете самолет МБР-2 115-го разведывательного авиаполка, базировавшегося в районе станции Океанская, врезался в деревья. Штурман погиб, летчик и стрелок остались живы. Когда искали информацию о захоронении, вышли на штурмана, ветерана этого авиационного полка. Он рассказал, что в ту ночь из полетов не вернулись сразу три самолета. Обнаружить тогда удалось один.

В архиве в Гатчине нашлась информация о том, что в эту ночь пропал без вести экипаж летающей лодки в составе Николая Гордиенко, Николая Захарова и Степана Полина (до 1937 года он носил фамилию Жила). "Предпринятые поиски результатов не дали", - гласили документы. Комиссия по расследованию происшествия полагала, что машина, возможно, упала в море.

Отряд попробовал проследить маршрут - вычисления показали другой курс. Выводы ребят косвенно подтверждали и местные жители, рассказывающие, что несколько десятков лет назад охотники находили в тайге обломки гидросамолета. Еще полгода у бойцов отряда ушло на поиск более точной информации. Был найден промысловик, утверждавший, что видел разломившуюся и застрявшую среди деревьев машину. Есть, по его словам, на месте катастрофы и корявая табличка, где указаны имена летчиков.

В День Победы, 9 мая нынешнего года, в последние часы, казалось бы, безуспешной экспедиции отряд вышел на место катастрофы МБР-2. Вся информация о пропавшем самолете подтвердилась.

Теперь отряд ищет родственников членов экипажа. Известно, что на момент трагедии жена стрелка-радиста Степана Полина - Полина Гаврилова и два его сына - Юрий Жила и Герман Полин жили в пригороде Владивостока в воинской части у станции Океанской. Может быть, они откликнутся.

- Официально экипаж найден не был. Скорее всего, останки захоронили охотники, нашедшие их среди обломков, в 1950-1960-х годах, - считает Ливанский.

Человеческий фактор

На след самолета Ил-28Т (экипаж - Лаврентий Солдатенко, Борис Стуков и Петр Козлов), разбившегося в августе 1959 года в отрогах Ливадийского хребта, "АвиаПоиск" вышел, изучая документацию, касающуюся другого Ил-28, потерпевшего крушение в 1955 году. Истории двух катастроф были похожи, и, чтобы прояснить ситуацию, отряд разместил информацию на своем сайте.

- Через некоторое время к нам обратился сын штурмана Бориса Стукова, Сергей Борисович, который рассказал, что знал со слов сослуживца отца, - говорит Ярослав Ливанский. - Выходило, что у самолета, вылетевшего на задание ночью, отказал компас. Экипаж Солдатенко вел переговоры с руководителем полетов, в которых говорил, что не может понять, где находится. Вскоре летчики сообщили, что не слышат ответов с земли.

Расследование показало, что матрос, дежуривший в пункте наведения, в темноте нажимал не на педаль передачи команды, а на кабель, расположенный рядом, поэтому сигналы не проходили в эфир. Самолет продолжал снижаться, и в итоге, когда связь восстановилась, в эфире уже стояла тишина.

Стуков-младший попросил отряд найти обломки самолета отца, которого помнит только по рассказам матери. Она, кстати, говорила, что в первые несколько дней после крушения, пока место катастрофы не было найдено, ее с пристрастием расспрашивали сотрудники особого отдела, подозревавшие, что советские летчики "махнули" в Японию.

Тонкости работы

Общение с родственниками - один из методов работы поисковиков. Часто семьи пилотов сами приходят в отряд, присылают фотографии, делятся неофициальной информацией, которую не найдешь ни в одном архиве. В деле Ил-28 тоже была такая деталь: штатный стрелок-радист, который должен был лететь в этом экипаже, нагрубил командиру и угодил на гауптвахту. В роковой полет за него отправился другой. Как говорится, судьба.

Поиск ребята ведут не только в лесу. Порой, чтобы докопаться до истины, собрать мозаику происшествия, случившегося десятки лет назад, нужно подышать архивной пылью. Но поисковикам рады не везде.

- В военном архиве в Подольске мы не работали, но впечатление о нем составили. Оно совпадает со сложившимся у коллег из других регионов страны. Из Подольска приходят стандартные отказы. Воздействовать на его сотрудников мы вынуждены через администрацию президента. На официальном сайте надо оставить жалобу, и только тогда, получив "пинок" от начальства, они начинают действовать, - рассказывают члены отряда. - Совсем другое дело - военно-морской архив в Гатчине. Туда мы отправляли запросы, ездили сами.

Конечно, им хотелось бы чаще работать там самостоятельно. Ведь иногда поисковики ориентируются по местам падения самолетов, жителям же Ленинградской области названия приморских деревень мало о чем говорят. Но средств не всегда хватает.

- Дорога и проживание недешевые, собственно работа в архиве - подготовка дела, копирование документов - тоже стоит денег. За один раз может получиться 10-12 тысяч рублей. Затратны и таежные экспедиции - топливо для машин, еда. Конечно, есть те, кто, понимая важность нашей работы, нам помогает. Это и коммерсанты, и общественные организации, им мы благодарны, - говорят в отряде.

В ноябре прошлого года "АвиаПоиск" нашел очередной упавший самолет. "Отработать место" удалось только весной, когда сошел снег. На месте катастрофы на дереве бойцы повязали георгиевскую ленту, три раза выстрелили в воздух - прощальный салют. Это одна из традиций, сложившихся за годы работы. Похоронить летчиков планируется в сентябре. Возможно, к этому времени найдутся и их родственники. Пока известно только, что служить на Дальний Восток пилоты приехали из Украины. "АвиаПоиск" надеется - им помогут. В Севастополе живет человек, которому помогли они - нашли сведения о его деде - летчике, погибшем в Приморье в 1938 году.

Прямая речь

Дмитрий Григорович, председатель Приморского краевого совета ветеранов:

- Отряд "АвиаПоиск", к сожалению, обратился к нам недавно. Ребята делают нужное и очень важное дело. Важное, прежде всего, для нас, живых. Такие отряды - неотъемлемая часть патриотического воспитания молодежи. Мы готовы поддержать поисковиков, причем не только деньгами. Мы поможем им наладить взаимоотношения с чиновниками - управлениями внутренней и молодежной политики администрации края, профильными отделами в муниципалитетах. Будем помогать в захоронениях найденных ими летчиков, если понадобится, решать организационные вопросы.

Более подробную информацию можно узнать на сайте поискового отряда "АвиаПоиск" - http://aviapoisk.narod.ru/