В России инициатором ГЧП является именно государство - оно решает, где, с кем и какие проекты реализовывать, однако существует целый пласт бизнеса, который строился и существует, ориентируясь именно на сотрудничество с государством. "Бизнесу теоретически, конечно, выгодно участвовать в таких проектах, - замечает директор по развитию консалтинговой группы "Лаир" Александр Шилов, - так как можно создать добавленную стоимость на базе государственных активов, кроме того, снижаются общие риски проекта при привлечении государства, нарабатываются связи и вообще можно рассматривать такие проекты в качестве PR или лоббирования интересов инвестора. Однако существуют проблемы, связанные с соблюдением договоренностей и графиков финансирования, особенно в условиях бюджетного дефицита, длительных сроков согласования решений, ротации чиновников, коррупции".
"В сфере нашей деятельности, в области промышленности, науки и образования, мы как частная компания чувствуем в себе силы сделать намного больше, чем делаем сегодня, - признает генеральный директор ЗАО "Кеттерманн Рус" Константин Абузяров. - Наше взаимодействие с государственными партнерами сейчас ограничено разовыми проектами, где многие из нас пытаются получить максимум возможного, относясь к каждому проекту как к последнему. Результат такой деятельности похож на лоскутное одеяло, каждая деталь которого хорошего качества, но сшиты они весьма грубо. Фактически же сотрудничество оказывается длительным, и, если бы оно изначально рассматривалось как долгосрочная программа, эффект был бы существенно выше. Удалось бы уйти от колоссальных потерь, неизбежных в разовых проектах для каждой из сторон, получив в итоге высококачественный продукт".
Примерно такая же ситуация и в сфере здравоохранения. "Медицина и фармацевтика - области, где без партнерства государства и частного капитала сложно решать многие социальные задачи, - говорит гендиректор "МедФармКонсалтинг" Олег Макаров. - Программы ГЧП могли бы эффективно использоваться в системе здравоохранения, тем более что государственная медицина сейчас находится в глубоком кризисе, а частная пока не в состоянии полноценно ее заменить. Но на данный момент партнерства как такового нет. Принципы ГЧП здесь не работают, частный бизнес и государство в большей степени являются конкурентами, а не партнерами".
"В России ГЧП развито слабо из-за недостаточности гарантий для инвестора относительно возврата вложений в проект, пересмотра условий по ходу его реализации, - считает Александр Шилов. - Если сравнивать с западной практикой, то там это система, а у нас каждый проект уникален и требует "ручного управления и настройки".
Бизнесу приходится действовать на свой страх и риск. "Сейчас для участия бизнеса в программах ГЧП просто нет оснований, желание заработать полностью перекрывается всеми рисками, связанными с отсутствием федерального законодательства, - констатирует Олег Макаров. - Фактически любому инвестору, подключающемуся к проектам ГЧП, надо полностью положиться на волю государства и чиновников, приняв их условия, которые могут поменяться в любой момент из-за того, что не ограничены никакими правовыми рамками".