Впервые в России представлена выставка одного из крупнейших русских художников первой половины ХХ века Бориса Дмитриевича Григорьева (1886-1939). В четырех больших залах корпуса Бенуа собраны более 150 произведений живописи, рисунка, акварели и гуаши из собраний музеев России, зарубежных и российских частных коллекций.
Широкой публике Григорьев известен в первую очередь по знаменитому как бы гротескному портрету Мейерхольда. Великий режиссер здесь на самом деле изломанным жестом рук показывает балерине нестандартную для балета угловатую пластику.
Выставка позволяет нам увидеть мастера во всех его ипостасях. Григорьев был неутомимым тружеником. Всеохватным и тематически, и жанрово. Его произведения - и российского периода творчества, и периода эмиграции - разбросаны по всему миру, по многим музеям и частным коллекциям. Число их столь значительно, что, кажется, не поддается полному учету.
В экспозиции выдержаны сразу два непротиворечивых принципа - хронологический и тематический. Разумеется, центром собрания является цикл "Расея", столь ценимый самим художником. А полотно "Лики России" он считал главной работой. Ему вторят и западные искусствоведы, называющие его "величайшим русским произведением искусства со времен революции" (полотно было создано уже в Париже в 1921 году). В этих картинах Григорьев попытался дать художественную формулу катастрофы, случившейся со страной в начале ХХ века. "Расея" - галерея типов и пейзажей русской деревни, полная мрачноватой многозначительности, психологической наполненности образов и разлитого в воздухе предчувствия гражданской войны. Александр Блок говорил тогда о Григорьеве, как о художнике, мыслящем "глубоко и разрушительно". Первоначально цикл насчитывал 9 картин и 60 рисунков (графика Григорьева требует отдельного внимания, изучения и осмысления - рисовальщиком он был уникальным и виртуозным). Наиболее значительные работы представлены на открывшейся выставке: "Старуха-молочница", "Хутор", "Подсолнухи", "Крестьянская земля", "Олонецкий дед", "Деревня" и др. Продолжением стала публикация знаменитого альбома "Расея" в 1918 году.
В экспозиции также представлены два его автопортрета. Оба - замечательные. Портреты же он непрерывно писал всю свою жизнь - и в России, и в эмиграции. Они предельно точны психологически, изобретательны композиционно и порой неожиданны в цветовом решении.
Возлежащий на ложе хмуроватый Шаляпин, Горький, как бы нелепо взмахнувший рукой на фоне своих литературных героев, сосредоточенный Рерих, Рахманинов, опустивший глаза, видимо, на клавиатуру (сам Сергей Васильевич был недоволен, как ему казалось, излишней физиологичной натуралистичностью портрета), Качалов в роли царя Федора...
Это что касается знаменитостей. Но этим портретная галерея ими не исчерпывается. Период эмиграции представлен выразительнейшими типами из народа - консьержка, несколько портретов бретонок, садовник, уже упомянутый мясник, музыканты, удивительный диптих "Приготовление блинов", состоящий из небольшого лицевого портрета и нижней, большей по формату картине, где фактурный и могущий быть отдельным полотном натюрморт органично совмещен с обрезанной безголовой фигурой, колдующей над примусом.
В эмиграции Григорьев создает большую работу "Лики мира", которой, к сожалению, нет в экспозиции. В ней используется принцип "картин в картине" - включения фрагментов законченных полотен в большую картину. Отсутствие "Ликов мира" (как и других работ) организаторы выставки возместили экраном, где сменяющиеся изображения с краткими, но содержательными комментариями рассказывают о творчестве мастера. На экране же можно увидеть и замечательную многопортретную композицию "Гоголевские типы", которую Русскому музею так и не удалось купить (а шанс был!) из-за отсутствия должных средств.