В "Единой России" вчера вернулись к теме автономных учреждений. Результатом принятия соответствующего закона стала смена статуса большинства госучреждений, оказывающих государственные услуги. Теперь они разделяются на казенные, бюджетные и автономные. Казенные будут содержаться полностью за счет государства, бюджетные и автономные получат возможность зарабатывать деньги, но им урежут финансирование.
Больше всего сомнений, опасений и противоречий вызвало применение этого закона к образовательным и медицинским учреждениям. Парламентская оппозиция делала упор на то, что в результате его принятия школы и больницы станут платными, сельские школы могут быть закрыты совсем, а финансирование вузов резко уменьшится.
Вчера "единороссы" собрали "круглый стол" в Центре социально-консервативной политики. Представители регионов, в которых 83-й закон уже успешно работает, рассказывали о преимуществах новой нормы.
Замминистра финансов Татарстана Алла Анфимова рассказала, что в республике переход к новой модели бюджетных учреждений, по сути, начался в 2007 году. "В основу изменения типа учреждений был положен принцип, в соответствии с которым казенными должны были становиться контрольно-надзорные и социально значимые органы", - рассказала замминистра. По ее словам, учреждения здравоохранения особенно охотно переходят на автономный статус. Она уверена, что применение закона в республике может стать примером его успешной работы, более того, она считает, что необходимо расширить перечень учреждений, которые могут сменить статус.
Министр образования еще одного успешного пилота - Калужской области - Александр Аникеев делал упор на необходимости разъяснительной работы с населением, которое не понимает собственной выгоды от нового закона. "Мы работали в образовании с различными категориями специалистов - учителя, родители. Принимали участие в родительских собраниях, - рассказал министр. - Когда были проведены собрания в коллективах, особых сложностей не было. Были многочисленные интервью, выступления и обучающие семинары".
Аникеев сообщил, что в его области переход школ в автономный режим не привел к платному образованию. По его словам, базовая учебная нагрузка, заданная образовательными стандартами, не изменилась и школы, по сути, просто легализовали сборы за дополнительные услуги, которые раньше осуществлялись "подпольно". Малокомплектные сельские школы, за судьбу которых опасались в связи с низкой платежеспособностью населения, сделали казенными, то есть полностью финансируемыми учреждениями. Хотя Аникеев и не считает это правильным: "Я рекомендовал их делать бюджетными и думаю, что после некоторого периода этот процесс пойдет".
Представитель минфина Михаил Лашкевич поддержал общий оптимизм: "Субъекты двигаются вперед, опережая федеральные госучреждения и органы власти. Надо изучать опыт собственных субъектов, чтобы понять, как это делать на федеральном уровне". Что касается самых распространенных опасений, связанных с документом, Лашкевич убежден, что 83-й закон - о декоммерциализации услуг: "Проводится четкая грань между тем, за что платят, и за что не платят. Раньше платили за все".
Теперь "Единой России" остался сущий пустяк - доступно аргументировать этот тезис, подкрепить его конкретными примерами и выпустить методическое пособие для соратников, работающих с населением.