Чем дальше в лето, тем скучнее экран. Глазу почти не за что зацепиться. Еще неделю назад можно было горячиться по поводу криво забитого "гвоздя сезона" - "Достоевского". А о чем сегодня толковать?
Разве, что о двух документальных картинах. Обе не новые, но достаточно актуальные.
Героини - Мэрилин Монро и Барбара Брыльска. Одной было бы сегодня - 85, из коих она прожила всего ничего - 36 лет. Другой - сейчас 70. И обе судьбы драматичны.
Судьба красивой женщины почти всегда драматична. И тогда, когда прерывается безвременно, и когда тянется через годы, через расстояния.
Последнее удалось почувствовать в фильме о Брыльской, о Наде Шевелевой, ставшей с годами и нашей, всероссийской Надей.
Спустя годы актриса призналась, что не хотела жить после гибели дочери. Ей стыдно стало жить. Она хотела умереть, но "не умела умереть",потому нашла силы, чтобы жить дальше.
А кроме того, на нее упала и чуть ее не придавила ответственность за непростые исторические отношения между двумя государствами. Получив признание и Государственную премию СССР, она едва не стала изгоем у себя в народной Польше: тебя, мол, там награждают, ты там и снимайся.
А были еще любовные разочарования...
Обо всем этом в фильме режиссера Антона Артемьева рассказано деликатно, без того мелодраматического придыхания, обычно сопутствующего повествованиям на Первом канале о кумирах старших поколений.
Рассказано с достоинством о человеке, с достоинством одолевавшим и одолевающим выпадавшие и выпадающие на его долю испытания огнем, водой и медными трубами.
Кстати, в фильме есть, по-моему, косвенный ответ на вопрос, который столь часто задавался Эльдару Рязанову: отчего он выбрал на роль советской учительницы Нади Шевелевой именно Барбару Брыльску, звезду польского кино? "Неужели в России вы никого не нашли?" - "Не нашел", - признался режиссер уже в наше время. Хотя искал долго и упорно. Около двухсот фотопроб пересмотрел. Было много кинопроб. Но выбор все-таки пал на Барбару. Что-то ее отличало, помимо стати и красоты. То, что бессознательно уловил режиссер.
Это "что-то" было внутренним достоинством, аристократической гордыней, чем и одарила Барбара Брыльска свою (нашу) среднестатистическую русскую учительницу.
В чем еще одна особенность польской актрисы, так это в том, что она, несмотря на продолжительную жизнь в кинематографе, не стала мифологическим персонажем. В отличие, скажем, от Мэрилин Монро. В первую очередь потому, что польское кино (как и советское) не было индустрией мифов и легенд. В отличие от Голливуда.
До сих пор критики спорят об актерских способностях актрисы. В том смысле, что были ли у нее они. Или она оставалась всего лишь эффектной натурщицей. Есть основания считать, что именно ее спародировал Феллини в "Сладкой жизни" - эпизод с голливудской кинозвездой, сыгранной шведской актрисой Анитой Экберг. Про ее героиню один из критиков метко заметил: "Женщина с телом Юноны и мозгами курицы".
С Монро все не так очевидно. Фильм французского документалиста Патрика Жеди "Я боюсь" как раз и клонит к этому. Да, у миловидной блондинки Нормы Джин Мортенсон тело было не хуже, чем у Юноны. А в остальном она не шибко отличалась от миллионов тех девушек, что мечтают вскарабкаться на кинематографический Олимп.
Плата за осуществление такой грезы бывает непомерная. Голливуд вынимает из приглянувшегося ему тела душу, а дальше - живи, как хочешь. Или как сможешь. А что от тебя зависит, если ты становишься заложником мифа о себе. И тенью самого себя. Мэрилин заболела жаждой быть желанной всеми и всегда и страхом остаться наедине с самой собой.
История Монро, как следует из французского фильма, это не история погубленной любви - это история о том, как душа с телом расставалась.
Не так драматично, не на столь высоком мифологическом уровне то же самое происходит в нашем шоу-бизнесе.
Отечественный шоу-бизнес вовсе не Олимп. А так, один оптический обман, мираж... Но сколько реальных карикатурных телодвижений делают наши юноны и аполлоны "в борьбе за это".
Сейчас по части комикования лидирует Анастасия Волочкова. Вчера она рискнула обнажиться. Сегодня - вступила в полемику с отцом Всеволодом Чаплиным по поводу нравственности, смело раздвинув ноги на камеру.
...Заглянув на МУЗ-ТВ обнаружил там группу "Поющие трусы".
... "Поющие купальники" можно было увидеть у Малахова - то был бенефис группы "ВИА Гра".
...НТВ в режиме, можно сказать, on line повествует об этапах большого пути отечественной попсы. Вот и на минувшей неделе в "Последнем слове" Павла Селина вспомнили легендарного Богдана Титомира с его бессмертной фразой: "Пипл хавает". Ему прямо на записи чуть не набил морду большой плотный музыкант по фамилии Стас Барецкий. Оказалось, что, кроме пипла, есть еще и быдло, от имени которого и выступил этот человек-гора. Его организаторам шоу все-таки пришлось вывести из студии.
...НТВ познакомило свой "пипл" (а может, и быдло) с меню ресторанного музицирования в проекте "Песня для вашего столика".
...Песню для нашего столика исполнил русский шансонье Александр Новиков в проекте Леонида Парфенова "Какие наши годы". Песня опять же закончилась дракой. Правда, инсценированной и показательной.
...Дважды появился на минувшей неделе в эфире ветеран информационных войн Сергей Доренко: сначала - в "Честном понедельнике", затем - в "Прожекторперисхилтоне". Оба раза наскакивал на Михаила Прохорова и его "правоподельников" то злобно, то с юмором. Ему скоро будет, говорят, предоставлено персональное окошко в эфире РЕН ТВ. А пока он разогревается и разминается перед избирательной страдой. Форма у него, судя по первым выступлениям, неплохая, и, надо полагать, что весь пыл нерастраченной на Лужкова страсти он обратит на своего нового недруга - капиталиста Прохорова.
...Прохоров тем временем заглянул на шоу-церемонию отечественной попсы, где его тут же обаяла Ксения Собчак. Они мило поворковали на дежурную тему - "мигалка Михалкова". Прохоров в порядке популизма пообещал ездить на метро отдельным поездом... с мигалкой.
...Сам Михалков не в первый раз отчитывался перед ведущими "Нереальной политики" Тиной Канделаки и Андреем Колесниковым. Поводом послужило письмо к товарищу Правительству о создании некоего Совета, наблюдающего за нравственностью СМИ. Журналисты уговаривали собеседника сосредоточиться больше на своей нравственности и меньше волноваться за нравственные основы журналистики. Михалков увиливал от прямых ответов на прямые вопросы и много хохотал.
***
Увидел рекламный ролик. Сидит мужик у телевизора, из комнаты раздается голос жены: "Милый, ты обещал вынести мусор". - "Да, дорогая". Берет ящик с мельтешащими картинками на экране и идет к двери.