07.06.2011 16:18
    Поделиться

    На вопросы "РГ" ответил вице-премьер Татарстана Николай Никифоров

    На вопросы "РГ" отвечает вице-премьер Татарстана Николай Никифоров

    Чем учителям республики не угодили ноутбуки? Почему в Татарстане тормозит Интернет? Когда в регионе появится цифровое телевещание? Станет ли мобильная связь более качественной?Об этом рассказал во время "Делового завтрака" вице-премьер - министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров.

    Российская газета: Николай Анатольевич, в составе правительства республики вы самый молодой. Это как-то влияет на ваши взаимоотношения с коллегами по работе?

    Николай Никифоров: В Татарстане много ключевых постов в органах власти занимают сравнительно молодые люди. При назначении на должность судят по объективным параметрам, а не по таким субъективным моментам, как возраст или, скажем, национальность. Никаких проблем в этом я не вижу. За конкретные дела или их отсутствие и хвалят, и спрашивают одинаково строго, невзирая на то, 28 лет тебе или 45.

    РГ: В этом году в Татарстане создан прецедент: суд удовлетворил иск к сотовой компании, нарушившей права абонента. Произошло это уже после того как завершилась объявленная вашим ведомством двухмесячная акция по повышению качества связи. Означает ли это, что работа по выявлению недобросовестных операторов будет продолжена?

    Никифоров: Для нас месячник был лишь отработкой организационной схемы. Мы, используя технологию "краудсорсинг", с помощью самих пользователей научились локализовать проблемные точки сотовой связи. Их оказалось восемьдесят. Убежден, операторы должны понести административную ответственность за то, что не выполняют такое условие лицензий, как качество предоставляемых услуг. Поэтому мы вместе с Управлением Роскомнадзора по Татарстану полны решимости все связанные с этим судебные дела (их около двадцати) довести до конца. И штрафы, максимальный размер которых составляет 30 тысяч рублей, здесь не главное. С точки зрения масштабов бизнеса сотовых компаний они не делают никакой погоды. Важно, что мы сумели обратить внимание операторов на то, что потребитель всегда прав. Предъявляемые абонентами претензии касались не столько качества связи, сколько полного игнорирования их интересов сотовыми компаниями. Надеюсь, что прецедент, созданный в республике, послужит поводом для изменения федерального законодательства и пойдет на благо не только Татарстану, но и другим российским регионам. Мы намерены работу в этом направлении продолжить. Обращения жителей по-прежнему принимаются на портале Мининформсвязи РТ.

    РГ: Но претензии к связистам есть не только у обладателей мобильных телефонов. В Татарстане достаточно дорогой, а главное не скоростной Интернет. Почему?

    Никифоров: За два месяца к нам поступило более 1,5 тысячи обращений граждан, большая часть из которых касалась качества мобильной связи. Но есть претензии и к проводному Интернету. Пользователи жалуются на то, что скорость зачастую не соответствует тарифному плану. Но здесь есть и объективные причины, например, устаревшие медные линии связи. Поэтому чудес не будет. Есть и хорошая новость. Таттелеком начинает беспрецедентную по своим масштабам программу, в рамках которой планируется довести оптико-волоконную связь до каждого многоквартирного дома и сделать внутри него разводку до каждой квартиры. Когда это произойдет, скорость проводного Интернета повысится в разы.

    Что касается цен на Интернет, в столице Татарстана они всегда будут выше, чем в Москве или Санкт-Петербурге. За счет того, что интернет-каналы и вся инфраструктура федеральных операторов сосредоточены в российской столице, мы вынуждены платить за "последнюю милю" между Казанью и Москвой.

    РГ: Планируется, что к Универсиаде-2013 у казанцев по-явится возможность смотреть цифровое телевидение. Всем ли оно будет доступно, в том числе и по деньгам?

    Никифоров: Цифровое телевещание начнет разворачиваться в республике с 2012 года. Этот проект реализует Российская телевещательная сеть. Эфирное вещание будет бесплатным. Чтобы его принимать, нужны коллективная антенна и декодер цифрового сигнала. Это устройство можно будет приобрести за относительно небольшие деньги - правительство России планирует централизованно наладить их выпуск. Хотя такая покупка может понадобиться далеко не всем, ведь большинство современных телевизоров уже имеют встроенный декодер. 

    РГ: Зато с коллективными антеннами неразбериха. Домов, где они уцелели, осталось не так много…

    Никифоров: Такая проблема существует. В некоторых городах коллективные антенны с приходом кабельных телеоператоров вообще были уничтожены либо просто со временем пришли в негодность. Между тем жильцы ежемесячно платили за обслуживание антенн, причем в этом тарифе были заложены средства на их модернизацию. Куда были потрачены эти деньги? Вопросов много.

    Сейчас мы проводим масштабную инвентаризацию антенного хозяйства республики, для того чтобы понять, в каком они состоянии в Казани, Чистополе или, например, Бавлах. Ближе к осени планируем ее завершить. Затем будет разработана отдельная программа. Будем наводить порядок, в том числе и усилиями тех организаций, которым поступали платежи населения. Хотя с точки зрения полномочий это дело муниципалитетов и управляющих компаний.

    РГ: В республике принято беспрецедентное решение об обеспечении школьных учителей ноутбуками. Уже получившие их преподаватели жалуются, что теперь им приходится выполнять двойную работу. К примеру, они вынуждены заполнять и электронный, и бумажный журналы. А в одной из казанских гимназий учителей обязали утром на несколько минут выходить в Интернет лишь для того, чтобы зафиксировать этот факт. Как при таком подходе можно рассчитывать на повышение качества образования?

    Никифоров: Проблемы есть, в том числе и технические. Но одним щелчком пальцев решить их невозможно. Во-первых, во многих школах старая медная технология доступа в Интернет. Такого модема на однин компьютер мало, а на 50-70 ноутбуков и вовсе. Во-вторых, точек Wi-Fi, которые мы устанавливаем, недостаточно, чтобы полностью покрыть школу. В итоге Wi-Fi работает не в каждом кабинете. В-третьих, программный продукт, который запускается, нуждается в постоянной доработке. На самом деле мы еще даже не приступили к самому главному.

    Электронные журналы - это маленькая тренировка, чтобы учителя научились мышку в руках держать. Задача проекта - перевести на электронный образовательный ресурс почти всю жизнь школы. Мы хотим обеспечить наличие для всего школьного курса тех электронных образовательных материалов, которые служили бы подспорьем для учителя и хорошей базой для самообучения школьника, независимо от того, живет он в мегаполисе или селе. Важно, чтобы ученик из далекой деревни мог напрямую задавать вопрос профессору Казанского федерального университета, да еще и ответ от него получать, а также искать своих сверстников по интересам.

    Этот год был для нас переходным. Летом, когда школьники на каникулах, мы рассчитываем решить проблемы со связью, программным обеспечением, а затем начнем двигаться дальше. Рассчитываем, что c начала нового учебного года в России будут узаконены электронные журналы и дневники и учителям не придется выполнять двойную работу. Что касается выхода в Интернет ради галочки, оставлю без комментариев работу школьных администраций, которые инициируют подобную отчетность. Отчет, какое количество ноутбуков вышло на связь, направляется главам муниципальных образований для сведения. За это не наказывают, не увольняют и премии не лишают. Волнует другое: неужели учителя, если бы их не заставляли, так бы и не открыли свой ноутбук? Готовы ли они использовать его как инструмент по повышению качества образования? Сельские учителя - да, а городские? Статистика показывает, что даже в самых небольших и, казалось бы, неподготовленных сельских районах учителя с первого дня активно используют в работе ноутбуки. А в крупных городах - Казани, Набережных Челнах - интереса к этому значительно меньше. Это заставляет задуматься. Но итоговые оценки реализации проекта "Электронное образование" можно будет выставлять года через три.

    РГ: Николай Анатольевич, в последние годы в Татарстане как на дрожжах растет количество гос-услуг, которые предоставляются в электронном виде. Но пользоваться инфоматом или компьютером не всегда удобно. Вот если бы услугу можно было получить по мобильному телефону…

    Никифоров: Дело в том, что большая часть госуслуг связана с заполнением различных форм. Сделать это в телефоне практически невозможно. Но мы над этим работаем. Со временем для каждой такой услуги появится мобильная версия.

    Поделиться