Новости

15 июня 2011 г.

Проект Федерального закона "О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта"

Опубликован 15 июня 2011 г.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия перевозок пассажиров и багажа внеуличным транспортом, а также условия предоставления иных услуг пассажирам на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками и пассажирами, владельцами инфраструктуры и заказчиками транспортного обслуживания при оказании услуг по перевозке внеуличным транспортом.

3. Настоящий Федеральный закон также устанавливает требования к дисциплине работников внеуличного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств внеуличного транспорта (далее - работники внеуличного транспорта).

4. Размещение рекламы на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

5. Отношения по перевозке пассажиров внеуличным транспортом регулируются Гражданским кодексом, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского пассажирского транспорта" и принимаемыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о внеуличном транспорте

1. Законодательство Российской Федерации о внеуличном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, законодательства о городском пассажирском транспорте, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

2. К отношениям, связанным с качеством перевозки пассажиров и багажа, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан, относящиеся к сфере регулирования Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

багаж - вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в подвижном составе внеуличного транспорта и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром;
внеуличный транспорт - пассажирский транспорт, осуществляющий регулярные пассажирские перевозки по путям внеуличного транспорта в пределах поселений, либо из поселений к объектам транспортного, промышленного, торгового, рекреационного назначения;

пути внеуличного транспорта - сооружения, предназначенные для движения подвижного состава внеуличного транспорта, не относящиеся к автомобильным дорогам и не предусмотренные для осуществления дорожного движения;

подвижной состав внеуличного транспорта - транспортные средства, предназначенные для движения по путям внеуличного транспорта;

инфраструктура внеуличного транспорта - технологический комплекс, включающий в себя пути внеуличного транспорта, иные здания, строения, сооружения и устройства, обеспечивающие в совокупности безопасную эксплуатацию внеуличного транспорта в соответствии с целевым назначением;

линия внеуличного транспорта - часть инфраструктуры внеуличного транспорта, обеспечивающая регулярные перевозки пассажиров по установленному маршруту без пересадок;

остановочный пункт внеуличного транспорта - объект инфраструктуры внеуличного транспорта, обеспечивающий безопасную посадку пассажиров в подвижной состав внеуличного транспорта и высадку из него;

станция внеуличного транспорта - объект инфраструктуры внеуличного транспорта, входы и выходы которого оборудованы пропускными пунктами, предназначенный для обеспечения безопасного и беспрепятственного доступа пассажиров к одному или нескольким остановочным пунктам внеуличного транспорта; в состав станции как объекта инфраструктуры внеуличного транспорта входят необходимые для ее функционирования вестибюли, эскалаторы или лестницы, платформенные и средние залы, помещения для обслуживания пассажиров, размещения эксплуатационного персонала и производственного оборудования и другие сооружения, оборудование и устройства;

метрополитен - вид внеуличного транспорта, все пути которого полностью изолированы от автомобильных дорог, все линии которого оборудованы станциями и имеют преимущественно подземное расположение; электропитание подвижного состава метрополитена осуществляется по контактному рельсу;

легкое метро - вид внеуличного транспорта, все пути которого полностью изолированы от автомобильных дорог, все линии которого оборудованы станциями и имеют преимущественно наземное расположение;

внеуличный трамвай - вид внеуличного транспорта, пути которого могут иметь пересечения с автомобильными дорогами на регулируемых перекрестках и линии которого оборудованы остановочными пунктами;

монорельсовый транспорт - вид внеуличного транспорта, технологическая конструкция путей которого предполагает движение подвижного состава по одному рельсу; пути монорельсового транспорта не должны иметь пересечений с автомобильными дорогами, линии должны быть оборудованы станциями;

график транспортного обслуживания - расписание, устанавливающее время начала и окончания транспортного обслуживания внеуличным транспортом в течение суток и интенсивность движения подвижного состава;

заказчик транспортного обслуживания - исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены полномочия по организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом;

земли внеуличного транспорта - земли населенных пунктов, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности внеуличного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, за исключением административных зданий, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода и в охранных зонах;
владелец инфраструктуры - лицо, осуществляющее владение инфраструктурой внеуличного транспорта на законном основании;

охранные зоны - территории, в границах которых устанавливается особый режим использования, в том числе земельных участков (частей земельных участков), в целях обеспечения безопасной эксплуатации внеуличного транспорта (путей, вентиляционных шахт, вентиляционных колодцев  и других объектов), а также безопасности населения, работников организаций внеуличного транспорта и пассажиров;

пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки  внеуличным транспортом;

перевозчик  - юридическое лицо, которое обязуется по договору перевозки перевезти пассажира на станцию назначения;

поездка в метрополитене - нахождение пассажира на объектах инфраструктуры метрополитена, начинающееся проходом пассажира через пропускные пункты метрополитена, завершившееся выходом пассажира со станции метрополитена;

полоса отвода внеуличного транспорта (метрополитена) - земельные участки, прилегающие к линиям внеуличного транспорта (метрополитена), земельные участки, предназначенные для размещения станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных ограждений вдоль линий внеуличного транспорта, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, за исключением административных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов инфраструктуры внеуличного транспорта;

пропускной пункт - пункт прохода в транспортную зону, где посредством автоматического или иного устройства, обеспечивается контроль прохода и оплаты прохода и (или) провоза багажа пассажира; пропускной пункт устанавливается на входах и выходах станции внеуличного транспорта, либо на входах в подвижной состав внеуличного транспорта;

проездной документ - проездной билет, жетон, карта с электронным носителем информации, или иной электронный носитель информации о праве на проход, провоз багажа подлежащего оплате в соответствии с правилами пользования внеуличным транспортом, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

транспортное обслуживание - деятельность перевозчика по организации и осуществлению перевозок пассажиров и багажа на основании договора транспортного обслуживания с заказчиком транспортного обслуживания.

Статья 4. Цели, принципы и направления государственного регулирования внеуличного транспорта

1. Государственное регулирование деятельности в области внеуличного транспорта осуществляется в целях:

удовлетворения спроса населения, в том числе маломобильных групп, на услуги по перевозке внеуличным транспортом;
обеспечения модернизации и опережающего развития внеуличного транспорта в поселениях, имеющих перегруженную улично-дорожную сеть;
развитие сети внеуличного транспорта, в том числе за счет применения механизмов государственно-частного партнерства;
обеспечения баланса интересов всех участников перевозки и транспортного обслуживания;
обеспечения эффективного, безопасного и качественного функционирования и комплексного развития внеуличного транспорта.

2. К полномочиям Российской Федерации в области регулирования внеуличного транспорта относятся:

установление полномочий в области регулирования внеуличного транспорта;
проведение единой государственной политики в области метростроения и строительства других видов внеуличного транспорта;
определение основ деятельности органов государственного регулирования в области внеуличного транспорта;
установление требований к договору транспортного обслуживания;
утверждение типовых правил пользования метрополитеном;
тарифное регулирование;
разработка и реализация федеральных программ развития внеуличного транспорта;
техническое регулирование, организация обязательного подтверждения соответствия и стандартизации объектов, технических и программных средств, используемых при перевозке;
руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на объектах внеуличного транспорта;
определение порядка работы организаций внеуличного транспорта в режиме военного и чрезвычайного положений;
иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Статья 5. Полномочия субъектов Российской Федерации в области регулирования внеуличного транспорта

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области регулирования внеуличного транспорта относятся:

разработка и реализация региональных программ развития внеуличного транспорта;
установление стандартов транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличным транспортом субъекта Российской Федерации и контроль за их соблюдением;
утверждение типовых правил пользования внеуличным транспортом, за исключением типовых правил пользования метрополитеном;
установление размера гражданско-правовой ответственности (штрафа) за нарушение правил пользования внеуличным транспортом и утверждение перечня работников организаций внеуличного транспорта, уполномоченных взимать такой штраф с пассажиров;
регулирование открытия, изменения и закрытия линий внеуличного транспорта;
выполнение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами функций.

2. Отдельные полномочия субъекта Российской Федерации в области регулирования внеуличного транспорта могут быть переданы органам местного самоуправления.

Статья 6. Эксплуатация внеуличного транспорта

1. Обязательные требования к объектам транспортной инфраструктуры внеуличного транспорта, подвижному составу внеуличного транспорта, иной продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Порядок эксплуатации метрополитенов устанавливается правилами технической эксплуатации метрополитенов, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере городского пассажирского транспорта. Порядок эксплуатации иных видов внеуличного транспорта устанавливается правилами технической эксплуатации, утверждаемыми уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации транспортного обслуживания населения.

3. Движение транспортных средств внеуличного транспорта осуществляется в соответствии с правилами движения внеуличного транспорта, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере городского пассажирского транспорта. Указанные правила определяют в том числе:

- движение транспортных средств внеуличного транспорта;
- осуществление маневровой работы на внеуличном транспорте;
- нормы в области сигнализации и связи.

4. Требования по обеспечению транспортной безопасности деятельности внеуличного транспорта обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.

5. Создание и поддержание в постоянной готовности объектов гражданской обороны, находящихся  в составе инфраструктуры внеуличного транспорта,  осуществляется владельцами инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданской обороне за счет средств соответствующих бюджетов.

6. Требования к форменной одежде, знаки различия работников организаций внеуличного транспорта и порядок их ношения с форменной одеждой определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области городского пассажирского транспорта.

Статья 7. Обеспечение экологической безопасности, пожарной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения на внеуличном транспорте

1. На внеуличном транспорте выполнение работ по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения обеспечиваются организациями, осуществляющими деятельность на объектах внеуличного транспорта.

2. Государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности на внеуличном транспорте, за исключением государственного надзора за подвижным составом, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере пожарной безопасности.

3. Государственный контроль (надзор) за обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на внеуличном транспорте осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю (надзору) в сфере экологической безопасности и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 8. Земли внеуличного транспорта

1. Земли внеуличного транспорта должны использоваться в соответствии с гражданским, земельным, градостроительным, экологическим, санитарным законодательством, законодательством о пожарной безопасности и иным законодательством Российской Федерации.

При образовании земельных участков для размещения объектов инфраструктуры внеуличного транспорта размеры земельных участков определяются в соответствии с градостроительной и проектной документацией.

2. Порядок установления и использования охранных зон определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с техническими нормами и требованиями при эксплуатации внеуличного транспорта.

Для обеспечения транспортного обслуживания внеуличным транспортом в границах охранных зон могут устанавливаться сервитуты в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Предоставление земельных участков для целей строительства, реконструкции и эксплуатации объектов внеуличного транспорта осуществляется на основании документов территориального планирования и документации по планировке территории в соответствии с градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Транспортное обслуживание

Статья 9. Организация транспортного обслуживания внеуличным транспортом

1. Государственную политику по транспортному обслуживанию внеуличным транспортом реализуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в порядке, определяемом законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Организация транспортного обслуживания внеуличным транспортом осуществляется путем размещения заказов на транспортное обслуживание и заключения договоров транспортного обслуживания.

3. Организация транспортного обслуживания осуществляется на принципах:

комплексного развития транспортной сети, включающей метрополитен и другие виды внеуличного транспорта;
сбалансированного регулирования транспортного обслуживания городским пассажирским и внеуличным транспортом;
обеспечения баланса интересов пассажиров внеуличного транспорта и перевозчиков и иных организаций, осуществляющих деятельность на объектах внеуличного транспорта;
планомерного развития внеуличного транспорта и улучшения стандартов транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличного транспорта;
установления особенностей организации транспортного обслуживания метрополитенами по сравнению с иными видами внеуличного транспорта.

Статья 10. Заказы на транспортное обслуживание

Заказ на транспортное обслуживание размещается у одного лица - перевозчика в случаях:

размещения заказа на транспортное обслуживание метрополитеном;
отсутствия технологических возможностей и экономической целесообразности для осуществления перевозок более чем одним перевозчиком по одной линии внеуличного транспорта.

Статья 11. Договор транспортного обслуживания

1. По договору транспортного обслуживания исполнитель транспортного обслуживания обязуется по заданию заказчика транспортного обслуживания осуществлять деятельность по предоставлению услуг перевозки пассажиров внеуличным транспортом в соответствии с установленными заказчиком транспортного обслуживания стандартами транспортного обслуживания и условиями перевозки пассажиров внеуличным транспортом.

2. По договору транспортного обслуживания исполнителем транспортного обслуживания является юридическое лицо, принявшее на себя по  указанному договору обязательства по организации и осуществлению перевозок пассажиров и багажа внеуличным транспортом. 

3. Договор транспортного обслуживания должен содержать:

график транспортного обслуживания;
стандарты транспортного обслуживания и условия перевозки пассажиров внеуличным транспортом;
размер компенсации за надлежащим образом выполненное транспортное обслуживание в соответствии со стандартами транспортного обслуживания и условиями перевозки пассажиров внеуличным транспортом;
размер платы за проезд и (или) провоз багажа на внеуличном транспорте;
перечень льготных категорий пассажиров;
размер инвестиций на развитие внеуличного транспорта
порядок осуществления контроля соблюдения стандартов транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличного транспорта и графика транспортного обслуживания.

4. Договор транспортного обслуживания заключается на 1 календарный год, если иное не установлено законодательством субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Требования к исполнителю транспортного обслуживания (перевозчику) по оказанию услуг внеуличным транспортом

1. Исполнитель транспортного обслуживания (перевозчик) должен соответствовать следующим требованиям:

иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении инфраструктуру внеуличного транспорта или производственно-технологический комплекс (для перевозчиков на метрополитене);
иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении подвижной состав, способный обеспечить выполнение графика транспортного обслуживания и стандартов транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличного транспорта;
иметь в штате организации работников, способных обеспечить эксплуатацию инфраструктуры и (или) подвижного состава в соответствии с графиком транспортного обслуживания и стандартами транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличного транспорта;
обеспечить соблюдение требований по технической эксплуатации внеуличного транспорта.
обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств форменной одежды работникам внеуличного транспорта, непосредственно участвующих в организации движения транспортных средств внеуличного транспорта и обслуживании пассажиров, и обмундирования, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам внеуличного транспорта.

Статья 13. Права и обязанности заказчика транспортного обслуживания

1. Заказчик транспортного обслуживания вправе осуществлять контроль соблюдения стандартов транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличным транспортом и графика транспортного обслуживания. Иные виды контроля заказчик транспортного обслуживания вправе осуществлять в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации и договором транспортного обслуживания.

2. Заказчик транспортного обслуживания обязан:

своевременно оплачивать по договору транспортного обслуживания надлежащим образом оказанные услуги по перевозке пассажиров внеуличным транспортом;
воздерживаться от совершения действий, создающих помехи в обеспечении графика транспортного обслуживания и (или) препятствующих соблюдению стандартов транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличного транспорта, а в случае необходимости совершения таких действий своевременно согласовывать сроки, порядок и условия их осуществления с исполнителем транспортного обслуживания;

передавать исполнителю транспортного обслуживания необходимые для выполнения работ информацию, документацию и иное имущество, в соответствии с условиями договора транспортного обслуживания.

3. Порядок предоставления соответствующим органам, ответственным за обеспечение поддержания общественного порядка и транспортной безопасности на объектах внеуличного транспорта, помещений, оборудования, средств связи и других ресурсов, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Заказчик транспортного обслуживания участвует в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке организаций, осуществляющих деятельность на объектах внеуличного транспорта, а также организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации о мобилизационной подготовке и мобилизации и о гражданской обороне.

Статья 14. Права и обязанности исполнителя транспортного обслуживания

1. Исполнитель транспортного обслуживания вправе:

требовать оплаты надлежаще оказанных транспортных услуг по договору транспортного обслуживания;
взимать с пассажиров плату за проезд внеуличным транспортом;
требовать возмещения убытков, возникших в результате несогласованных действий заказчика транспортного обслуживания, создавших помехи в обеспечении графика транспортного обслуживания и (или) препятствующих соблюдению стандартов транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличного транспорта, а также возникших в результате государственного тарифного регулирования и установления льгот по оплате проезда и (или) провоза багажа для отдельных категорий пассажиров.

2. Исполнитель транспортного обслуживания обязан:

обеспечивать соблюдение установленного графика транспортного обслуживания;
обеспечивать транспортную безопасность объектов инфраструктуры и поездов внеуличного транспорта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности;
обеспечивать соблюдение установленных стандартов транспортного обслуживания и условий перевозки пассажиров внеуличного транспорта;
обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды;
обеспечить содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры внеуличного транспорта в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании и правил технической эксплуатации метрополитенов и других видов внеуличного транспорта, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере городского пассажирского транспорта;
обеспечивать соблюдение иных требований законодательства Российской Федерации при выполнении транспортного обслуживания.

Статья 15. Цена договора транспортного обслуживания и оплата транспортных услуг

1. Цена договора транспортного обслуживания устанавливается договором транспортного обслуживания и определяется как разница между суммой экономически обоснованных расходов перевозчика, связанных с оказанием услуг по перевозке внеуличным транспортом, и суммой доходов, взимаемых с пассажиров в качестве платы за проезд.

2. Цена договора транспортного обслуживания определяется исходя из необходимости возмещения экономически обоснованных расходов перевозчика, связанных с оказанием услуг по организации транспортного обслуживания. 

3. Цена договора транспортного обслуживания включает возмещение расходов перевозчика на обеспечение транспортной безопасности, проведение мероприятий для обеспечения мобилизационной подготовки и строительство объектов гражданской обороны в составе объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, а также расходы на развитие внеуличного транспорта.

Статья 16. Тарифное регулирование

1. Стоимость поездки на внеуличном транспорте определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о тарифном регулировании и устанавливается ежегодно договором транспортного обслуживания.

2. Стоимость поездки на внеуличном транспорте определяется на принципах дифференцирования в зависимости от категорий пассажиров, продолжительности поездки, количества оплаченных поездок и иных условий.

3. Не допускается взимание с пассажиров каких-либо иных платежей, кроме платы за проезд и (или) провоз багажа, взимаемой исполнителем транспортного обслуживания (перевозчика), и штрафов за нарушение правил пользования внеуличным транспортом.

4. Для отдельных категорий пассажиров законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены льготы по оплате проезда и (или) провоза багажа.

5. Односторонний отказ сторон от исполнения договора транспортного обслуживания не допускается.

Глава 3. Развитие внеуличного транспорта

Статья 17. Цели и задачи развития внеуличного транспорта

1. Основной целью развития внеуличного транспорта является повышение качества услуг по перевозке внеуличным транспортом, оказываемых населению, а также решение проблем, вызванных недостаточной пропускной способностью инфраструктуры других видов транспорта в пределах территории поселений.

2. Задачами развития внеуличного транспорта являются:

модернизация инфраструктуры и подвижного состава внеуличного транспорта, а также внедрение новых технологий, в том числе для повышения его энергетической эффективности, снижения стоимости жизненного цикла и повышения качества услуг по перевозке внеуличным транспортом;
выравнивание качества оказания услуг транспортного обслуживания пассажиров внеуличного и других видов городского пассажирского транспорта;
повышение доступности услуг по перевозке внеуличным транспортом для населения, в том числе для маломобильных групп;
улучшение экологической ситуации на территории поселений;
компенсация недостатков развития городского пассажирского транспорта и дорожного строительства на территориях поселений.

Статья 18. Развитие внеуличного транспорта

1. Развитие внеуличного транспорта осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления. Указанные программы должны обеспечивать реализацию целей и задач развития внеуличного транспорта на территории соответствующих поселений.

2. В целях привлечения внебюджетных источников для развития внеуличного транспорта могут заключаться концессионные соглашения в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, а также соглашения о государственно-частном партнерстве в иных формах, установленных в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава 4. Перевозка пассажиров внеуличным транспортом

Статья 19. Договор перевозки пассажира внеуличным транспортом

1. Общие условия договора перевозки пассажира внеуличным транспортом определяются настоящим Федеральным законом. В зависимости от специфики внеуличного транспорта отдельные условия договора перевозки могут определяться субъектом Российской Федерации с учетом требований настоящего закона.

2. По договору перевозки пассажира внеуличным транспортом перевозчик обязуется предоставить пассажиру возможность перемещения от станции отправления (остановочного пункта) до станции назначения  (остановочного пункта) внеуличного транспорта с использованием транспортных средств (подвижного состава внеуличного транспорта) и объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и (или) провоз багажа. По договору перевозки пассажир может осуществлять перемещение с багажом, соответствующим правилам пользования внеуличным транспортом, и оплачивать такое перемещение дополнительно. Проездные документы, дающие право на проезд, не предоставляют право бесплатного провоза багажа, подлежащего оплате.

3. Договор перевозки пассажира внеуличным транспортом является публичным договором.

4. Перевозчик обязан обеспечить пассажиру возможность доступа на объекты инфраструктуры и в транспортные средства внеуличного транспорта в соответствии с графиком транспортного обслуживания внеуличным транспортом и при условии соблюдении пассажиром правил пользования внеуличным транспортом.

Статья 20. Плата за проезд и (или) провоз багажа

1. Внесение платы за проезд и (или) провоз багажа подтверждается проездным документом. Проездной документ служит основанием для прохода пассажира через пропускной пункт, если иное не установлено соответствующими правилами пользования внеуличным транспортом. 

2. Безбилетный пассажир обязан уплатить штраф за нарушение соответствующих правил пользования внеуличным транспортом уполномоченному работнику внеуличного транспорта в соответствии с законодательством в размере, установленном указанными правилами пользования внеуличным транспортом, но не превышающем десятикратного размера оплаты одной поездки. Уплата штрафа не освобождает пассажира от исполнения обязательства по внесению платы за проезд и (или) провоз багажа.

3. Пассажир вправе обжаловать наложение штрафа за нарушение правил пользования внеуличным транспортом в судебном порядке.

Статья 21. Права и обязанности перевозчика

1. Перевозчик вправе:

требовать оплаты предоставляемых услуг по перевозке внеуличным транспортом в соответствии с утвержденным тарифом;
требовать уплаты штрафа за нарушение правил пользования внеуличного транспорта;
требовать соблюдения правил пользования внеуличным транспортом.

2. Перевозчик обязан:

предоставить услуги по перевозке внеуличным транспортом в соответствии с утвержденными тарифами и графиком транспортного обслуживания;
обеспечить доступ инвалидов и иных маломобильных граждан, а также пассажиров с детскими колясками к объектам инфраструктуры в порядке и на условиях, определенных в правилах пользования внеуличным транспортом и действующим законодательством;
обеспечить предоставление пассажирам своевременной и точной информации об условиях перевозки внеуличным транспортом.

Статья 22. Права и обязанности пассажира

1. Пассажир вправе:

требовать получения надлежащим образом оплаченных услуг по перевозке внеуличным транспортом в соответствии с установленным графиком движения;
требовать обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества при получении услуг по перевозке внеуличным транспортом;
получать информацию о работе внеуличного транспорта.

2. Пассажир обязан:

надлежащим образом оплатить услуги по перевозке внеуличным транспортом, а в случае нарушения правил пользования внеуличным транспортом - уплатить штраф;
соблюдать правила пользования внеуличным транспортом.

Cтатья 23. Правила пользования метрополитеном

1. Типовые правила пользования метрополитеном утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере городского пассажирского транспорта.

2. Правила пользования метрополитеном утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования и устанавливают, в том числе, особенности поведения пассажиров на объектах инфраструктуры и в транспортных средствах метрополитена, особенности перевозки детей, багажа, животных и другие вопросы.

3. Несоблюдение требований правил пользования метрополитеном влечет административную ответственность в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 24. Порядок взимания платы за проезд

1. Проездные документы для оплаты проезда и (или) провоза багажа внеуличным транспортом приобретаются пассажирами в кассах и других пунктах реализации проездных документов.

2. По требованию работников внеуличного транспорта, исполняющих свои обязанности на пропускных пунктах внеуличного транспорта, пассажиры обязаны предъявить проездной документ.

3. Пассажир, не внесший установленную плату за проезд и (или) провоз багажа, или не предъявивший по требованию уполномоченного сотрудника внеуличного транспорта проездной документ или иной документ, подтверждающий оплату услуг по перевозке внеуличным транспортом, считается безбилетным и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пассажир, утративший проездной документ, предъявивший поддельный проездной документ, либо предъявивший чужой проездной документ, предоставляющий персональную льготу по оплате проезда, за исключением лиц, сопровождающих инвалидов I группы (III степени ограничения способности к трудовой деятельности) и детей-инвалидов, также считается безбилетным пассажиром.

4. Правилами пользования внеуличным транспортом могут устанавливаться следующие виды проездных документов:

проездной билет - проездной документ, подтверждающий внесение платы за одну поездку и (или) провоз багажа;
многоразовый проездной билет - проездной документ, подтверждающий факт одновременной оплаты более чем одной поездки и (или) провоза багажа, ограниченный количеством поездок и (или) сроком действия;
карта с электронным носителем информации, или иной электронный носитель информации, позволяющий подтвердить факт внесения платы за поездку и (или) провоз багажа;
жетон - проездной документ установленной формы с символикой метрополитена и подтверждающий внесение платы за поездку и (или) провоз багажа.

Статья 25. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира

1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира, определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, если настоящим Законом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, или определяется международными договорами Российской Федерации.

2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке жизни пассажира, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан - родителям, супругу, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

3. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке здоровью пассажира, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

4. В целях определения периода ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира, перевозка пассажира включает в себя период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве внеуличного транспорта.

5. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира при нахождении его на эскалаторе, регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании особо опасных объектов. 

Статья 26. Ответственность пассажира

1. Пассажир несет имущественную ответственность перед перевозчиком за причинение ущерба имуществу внеуличного транспорта, а также иные виды ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

2. Пассажир несет имущественную ответственность перед другими пассажирами и сотрудниками внеуличного транспорта за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Претензии и иски

1. До предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, пассажир может предъявить претензию к перевозчику при условии предъявления акта, составленного перевозчиком в соответствии с правилами составления актов при перевозках пассажиров и багажа внеуличным транспортом.

2. Претензии и иски к перевозчикам предъявляются в соответствии с гражданским и гражданским процессуальным законодательством.

3. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение тридцати дней со дня получения претензии.

Глава 5. Дисциплина труда работников внеуличного транспорта и иные вопросы регулирования трудовых отношений

Статья 28. Особенности регулирования труда работников внеуличного транспорта

1.Дисциплина труда работников внеуличного транспорта - обязательное подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка организаций внеуличного транспорта, локальными нормативными актами, трудовым договором.

2. Перечень профессий и должностей работников внеуличного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При выполнении отдельных тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда на внеуличном транспорте запрещается применение труда женщин. Перечень указанных работ определяется Правительством Российской Федерации.

3. Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками внеуличного транспорта дисциплины труда.

4. Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Работники внеуличного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на метрополитенах устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области городского пассажирского транспорта, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на метрополитенах устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области городского пассажирского транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на других видах внеуличного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области городского пассажирского транспорта, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Порядок проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на других видах внеуличного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области городского пассажирского транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

5. Забастовка как средство разрешения коллективных трудовых споров работниками внеуличного транспорта, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, и перечень профессий которых определяется федеральным законом, является незаконной и не допускается.

Статья 29. Трудовые обязанности работников внеуличного транспорта

Работник внеуличного транспорта помимо исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, правилами внутреннего трудового распорядка организации, локальными нормативными актами, трудовым договором, обязан:

1) обеспечивать безопасность движения и эксплуатации транспортных средств внеуличного транспорта; сохранность подвижного состава и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом в объеме своих трудовых обязанностей;

2) обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, культуру обслуживания пассажиров, экологическую и пожарную безопасность, соблюдать график движения подвижного состава внеуличного транспорта в объеме своих трудовых обязанностей;

3) знать и соблюдать требования Трудового кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, коллективного договора, соглашений, правил внутреннего трудового распорядка организации, локальных нормативных актов, трудового договора в объеме своих трудовых обязанностей;

4) проходить техническое обучение и аттестацию, предусматривающую проверку знаний относящихся к его трудовой деятельности правил, норм и инструкций, обеспечивающих поддержание уровня квалификации, необходимого для исполнения своих трудовых обязанностей;

5) исполнять своевременно и в полном объеме приказы, распоряжения и указания непосредственного руководителя и (или) вышестоящего в порядке подчиненности руководителя, отданные в пределах их должностных полномочий;

6) принимать меры по своевременному предотвращению транспортных происшествий и устранению их последствий;

7) незамедлительно извещать своего непосредственного руководителя и (или) вышестоящего в порядке подчиненности руководителя о возникновении любых аварийных ситуаций, транспортных происшествий, изменений и (или) нарушений технологических процессов, а также о неисправности сооружений, оборудования, которые могут повлечь за собой угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц;

8) соблюдать установленный работодателем порядок ношения форменной одежды.

Статья 30. Поощрения за труд

1. Работники внеуличного транспорта поощряются за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, повышение качества работы, эффективности и производительности труда, новаторство и инициативу, а также за предотвращение транспортных происшествий.

2. Виды поощрений работников внеуличного транспорта:

1) занесение в Книгу почета, на Доску почета;

2) награждение ведомственными наградами.

3. Занесение в Книгу почета, на Доску почета производится работодателем.

Награждение ведомственными наградами производится федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности;

4. Другие виды поощрений определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации внеуличного транспорта.

Статья 31. Дисциплинарные взыскания

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, предусмотренных статьей 29 настоящего Федерального закона, к работнику внеуличного транспорта могут применяться дисциплинарные взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. За совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных статьей 32 настоящего Федерального закона, к работнику внеуличного транспорта помимо предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

1) освобождение от исполнения обязанностей по трудовому договору по основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом (отстранение от работы), на срок до одного года;

2) увольнение по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 32. Основания для применения дисциплинарных взысканий

1. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 1 части 2  статьи 31 настоящего Федерального закона, может быть применено к работнику внеуличного транспорта за совершение дисциплинарного проступка, в результате которого произошло транспортное происшествие.

2. Дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, может быть применено к работнику внеуличного транспорта за совершение следующих дисциплинарных проступков:

совершение действий, повлекшего за собой транспортное происшествие;

повторное совершение дисциплинарного проступка, повлекшее за собой повреждение оборудования или нарушение условий его безопасной эксплуатации, создание аварийной ситуации, угрозы жизни и здоровью людей.

Статья 33. Порядок применения дисциплинарных взысканий

1. Работник внеуличного транспорта, совершивший дисциплинарный проступок отстраняется от работы работодателем или должностным лицом, осуществляющим распорядительные или контрольные функции на участке, на котором совершен дисциплинарный проступок, до решения вопроса о его привлечении к дисциплинарной ответственности.

2. До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах допущенного дисциплинарного проступка, предварительно затребовав от работника внеуличного транспорта объяснение в письменной форме в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

3. При применении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, работник внеуличного транспорта переводится с его согласия на другую работу, непосредственно не связанную с движением транспортных средств внеуличного транспорта, соответствующую состоянию его здоровья. В случае невозможности перевода работника на другую работу или отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним расторгается по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

4. В течение трех месяцев до истечения срока действия дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 31 настоящего Федерального закона, работник внеуличного транспорта должен пройти аттестацию, предусматривающую проверку знаний, относящихся к его трудовой деятельности, правил, норм и инструкций, обеспечивающих поддержание уровня квалификации, необходимого для исполнения своих трудовых обязанностей.

Аттестация, предусмотренная настоящей частью, не проводится, если перерыв в работе, связанной с движением транспортных средств внеуличного транспорта, не превысил трех месяцев.

5. Работник внеуличного транспорта, не прошедший предусмотренную частью 4 настоящей статьи аттестацию, допускается к повторной аттестации не ранее чем через две недели со дня проведения первой аттестации.

6. В случае если работник внеуличного транспорта не пройдет аттестацию, предусмотренной частями 4 и 5 настоящей статьи, он переводится с его согласия на другую работу, непосредственно не связанную с движением транспортных средств внеуличного транспорта, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья. В случае невозможности перевода работника на другую работу или отказа работника от перевода на другую работу трудовой договор с ним расторгается по основанию, предусмотренному пунктом  3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статья 34. Обжалование дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником внеуличного транспорта в соответствии с частью седьмой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации. Работник внеуличного транспорта общего пользования, в которой в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации права и обязанности работодателя осуществляются уполномоченными лицами, также может обжаловать дисциплинарное взыскание в орган управления юридического лица (организации), осуществляющий права и обязанности работодателя в отношении уполномоченного лица, наложившего дисциплинарное взыскание.

Статья 35. Дополнительное основание прекращения трудового договора

Помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, трудовой договор с работником внеуличного транспорта прекращается в случае отказа работника от перевода на другую работу, непосредственно не связанную с движением транспортных средств внеуличного транспорта, в соответствии с частью 3 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении четырех месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия.

2. Изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, действуют впредь до принятия соответствующих актов.

3. К правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.

Статья 37. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации

1. Дополнить часть 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105; 2006, № 31, ст. 3441; 2007, № 17, ст. 1929; № 31, ст. 4015; 2009, № 1, ст. 16; № 19, ст. 2283; № 29, ст. 3601; № 48, ст. 5711, 5723; 2010, № 19, ст. 2291) новым пунктом 32 следующего содержания:

"32) осуществляется размещение заказа на заключение договора транспортного обслуживания метрополитеном либо при отсутствии технологических возможностей и экономической целесообразности для осуществления перевозок более чем одним перевозчиком по одной линии внеуличного транспорта.".

2. Дополнить часть 3 статью 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" новым абзацем следующего содержания:

"Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению по и организации транспортного обслуживания населения осуществляются органами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.".

Москва
Кремль
"____" __________ 20___ г.

Документ публикуется по материалам сайта Министерства транспорта РФ