16.06.2011 23:23
    Поделиться

    Элизабет Понсоль де Порт: Искусство жить по-французски

    Любовь между французскими производителями предметов роскоши и Россией - давняя, и, как показало время, никакие исторические бури не смогли ее поколебать. Об этом наш разговор с Элизабет Понсоль де Порт. Она - председатель совета директоров Комитета Кольбер, структуры, объединяющей 75 знаменитейших брендов категории "люкс" Франции.

    Мадам Понсоль де Порт, как давно вы возглавляете Комитет Кольбер?

    С 2003 года. До этого работала в системе французского образования, преподавала и изучала французскую литературу, в частности, Марселя Пруста. Затем свыше полутора десятка лет занималась музейным делом, возглавляла одну из самых больших неправительственных организаций системы ЮНЕСКО - "Международный совет музеев". Кстати, именно тогда познакомилась с Ириной Антоновой, директором Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, и подружилась с этой очаровательной и умной женщиной.

    Какие цели стоят перед Комитетом Кольбер?

    Наша организация была создана в 1954 году великим парфюмером Жан-Жаком Герленом. Его замысел был следующий: объединить как можно большее число наиболее престижных марок, производящих предметы роскоши, с тем чтобы создать общую структуру, которая создавала бы благоприятную среду для общего и индивидуального развития наших брендов, их продвижения на международных рынках. В Комитет входят компании, которые представляют самые разнообразные области индустрии люкса: модная одежда, тонкие вина, гостиничный бизнес, косметика, ювелирные изделия, фарфор и многое другое. То есть речь идет о многочисленных аспектах того, что мы у себя называем искусством жить по-французски.

    Мы являемся своего рода посланниками этого искусства, способствуем его распространению в мире. Одновременно с этим всячески стремимся сохранить бесценный опыт, накопленный французскими производителями предметов роскоши, а также заботимся о том, чтобы он передавался новым поколениям.

    Роман между Францией и Россией имеет давние исторические корни, о чем, кстати, весьма подробно говорилось в ходе 2010 "перекрестного" года, ставшего знаковым для двусторонних отношений между нашими странами...

    Действительно это так. Еще Екатерина II в XVIII веке ввела в России моду на французский язык, наших просветителей, поваров, портных. Но не только. Императрица заказала на Севрской фарфоровой мануфактуре редчайший сервиз с камеями. Над 700 предметами сервиза около двух лет работали все ремесленники мануфактуры, а его росписью несколько месяцев занимались 37 художников. Или шампанское Veuve Clicquot. Оно было настолько популярно в России, что в отдельные годы эта марка игристого вина поставляла на Восток до 70 процентов своего производства. В России всегда обожали французские духи. В этой связи парфюмерный дом Guerlain создал в XIX столетии специально для императорской семьи одеколон "Русский", а позже духи "Московские" с нотами ладана и ванили, напоминающие атмосферу православных церквей. Что касается компании Baccarat, специализировавшейся на изделиях из стекла и хрусталя, то заказов из России было столько, что одна из трех плавильных печей компании работала исключительно на них и называлась российской. И таких примеров сотни.

    Эти традиции возродились в новых исторических условиях в конце прошлого века и всячески развиваются сейчас. Фирмы, входящие в Комитет Кольбер, снова вернулись в вашу страну. Их магазины можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. В частности, в столичном Столешниковом переулке, который стал эквивалентом парижской рю Фобур Сент-Оноре, обосновались такие всемирно известные французские марки, как Chanel, Vuitton, Hermes, Cartier, и они пользуются большим успехом у российской клиентуры.

    Замечу, что в России есть спрос на всю гамму продуктов французских предметов класса "люкс". Это не только одежда, парфюм, но и такие услуги, как оформление внутренних интерьеров квартир и домов. Как и в прошлом, многие состоятельные россияне, приезжая во Францию, отдают предпочтение таким первоклассным гостиницам, входящим в наш Комитет, как парижские "Бристоль", Plaza Athene, Meurice или Hotel de Palais в Биарице на Атлантическом побережье, где вплоть до 1917 года любили останавливаться многие россияне. Как недавно мне сообщил директор этой гостиницы, вот уже несколько лет ваши соотечественники снова стали резервировать номера в его заведении.

    В целом же должна заметить, что россияне очень хорошо разбираются в люксовых брендах, проявляют к ним большой интерес, и по большому счету нам не приходится, как это порой происходит в других странах, заниматься интенсивной разъяснительной работой. Одновременно они весьма требовательны, часто делают эксклюзивные, персонифицированные заказы. Это касается, к примеру, наручных часов, драгоценностей, интерьеров, мебели.

    Насколько велика доля индустрии люкса в общем балансе французской экономики?

    Если говорить о компаниях, входящих в наш Комитет, то их общий торговый оборот составляет 26 миллиардов евро, или треть от всего мирового производства продукции этого класса. Это в два раза больше итальянского рынка люкса и в 2,5 раза превышает американский. Как видите, речь идет о секторе, который имеет стратегическое значение для нашей экономики в целом. Что касается России, то на нее приходится два с лишним процента нашей продукции, то есть порядка 600 миллионов евро. Так что российский рынок очень важен для нас. Тем более если учесть темпы его роста, особенно в начале нулевых годов, вплоть до 2009 года. Кризис, конечно же, сказался на нашей отрасли, но уже в прошлом году дела пошли на поправку, показывая ощутимые темпы роста.

    Чем руководствуется Комитет Кольбер в своих зарубежных демаршах?

    Главный упор делается на культурное измерение продукции. Ведь по сути дела она является материальным воплощением культуры, традиций, ремесла французских мастеров, включая модельеров, художников, ювелиров, краснодеревщиков и многих других высочайших профессионалов. Именно поэтому в наших проектах мы стремимся создать ассоциативную связь между многообразной французской культурой и предметами роскоши.

    Так в конце 2007 года мы приняли участие в "Декабрьских вечерах Святослава Рихтера", которые традиционно проходят в московском Музее имени А.С. Пушкина. У меня давно уже сложились дружеские отношения с директором этого музея Ириной Антоновой. Поэтому мы решили добавить в этот зимний праздник музыки и искусства наш французский элемент - поэзию. А так как в том году исполнялось 100-летие со дня рождения одного из выдающихся поэтов-лириков XX века Рене Шара, то мы пригласили его супругу Мари-Клод в Москву. Это был великолепный вечер: под музейными сводами звучали стихи Рене Шара и Александра Пушкина как на русском, так и на французском языках.

    Насколько я помню, по этому случаю в Москве также прошла выездная Генеральная ассамблея Комитета Кольбер...

    Именно так. В российскую столицу тогда приехали десятки руководителей компаний, входящих в наш Комитет. Тем самым они продемонстрировали живой интерес к вашей стране, с которой их связывают самые теплые чувства, а также отдали дань уважения многочисленным российским клиентам. С тех пор наше присутствие на российском рынке еще больше укрепилось. Практически все бренды нашего Комитета сейчас представлены в России или собственными магазинами, или отделами в больших престижных торговых центрах наподобие московского ГУМа. Если в 2007 году у нас было порядка 320 таких коммерческих точек, то сейчас их стало минимум на 10 процентов больше. Мы надеемся, что эта положительная тенденция будет развиваться и впредь.

    Поделиться